Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Десятиградие 
(греч. декаполис). Города на вост. берегу Иордана, со времен Александра Македонского населенные преимущ. или исключит. неевреями. Они, по примеру других греч. колоний, объединились в союз городов. В эпоху рим. владычества города Д. подчинялись непосредств. наместнику провинции Сирия. Первонач. этих городов было 10 Скифополь (-> Беф-Сан), Гиппос (Фик), -> Дамаск, Гадара (Умм-Кейс), Рафана (Эр-Рафе), Канафа (-> Кенаф), -> Пелла, Дион (Телль-Ашари или, возм., Айдун, в 5 км юж. Ирбида), Гераса (Джераш), Филадельфия (-> Равва); позднее называют 14 или 18 городов, среди них Авила (Телль-Абил). Целью союза городов была защита торг. путей в своей области от набегов бедуинов аравийских пустынь и жителей Аврана, поэтому особое значение приобретало положение городов Канафы на востоке и Филадельфии на юге, как форпостов на границе пустынь. Скифополь на западе, как единств. город на зап. берегу Иордана, обеспечивал связь Д. с Акко и другими средиземноморскими портами. Когда Иисус начал Свою проповедь, многие жители Д. последовали за Ним (Мф 4:25); Он проповедовал преимущ. в той части тер. этого союза городов, к-рая примыкала к вост. берегу Геннисаретского озера (Мк 5:1 и след.; ср. Мк 5:20; Мк 7:31).

Десятина 

I. Д. — это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1 Цар 8:15.17; -> Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д. от всего своего состояния (Быт 28:22).

II:

1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу Д. «из семени земли и из плодов дерева» (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (ср. 2 Пар 31:6), и эти Д. должны быть посвящены Господу. В Числ 18:30 Д. от зерна и от плодов названа так: «получаемое с гумна и получаемое от точила»; согл. этому правилу, Д. отсчитывали от обмолоч. зерна, от получ. в точиле сока (-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср. Втор 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31). Д. от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27:32 и след.). Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных — предназнач. для отделения и отдел. вместо него — считались святыней Господу;

2) после завоевания Ханаана -> левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Числ 35:2-5; Ис Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали Д. от прочих израильтян (Числ 18:21.24), от к-рых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание. В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д. от зерна и плодов;

3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д. непосредств. перед завоеванием страны. Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д. также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и след.; Втор 14:22 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; получ. выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище. С уплатой Д. была связана радостная жертв. трапеза, в к-рой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и след.; Втор 14:26 и след.). В каждый третий год следовало приносить Д. не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след.; Втор 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидет-вать «пред Господом», т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле. Эти два года Д. каждый раз приходилась на период между двумя -> субботними годами, когда урожай не собирали и, след., Д. не отчисляли;

4) в истории народа Израиля эти предписания о Д. часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д. продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление Д. от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2 Пар 31:4-12). После вавил. плена пр. Малахия укорял израильтян за то, что Д. собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д. (Неем 10:38). Д. от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; Неем 13:5.12); при этом ничего не сказано о Д. от скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д. на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с к-рой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42).

III. В ветхозаветных апокрифах о Д. как таковой упоминается в 1 Макк 3:49; о Д. от вина и масла говорится в Иф 11:13 В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений Д. и «начатков». Иосиф Флавий различает Д., к-рую отдают левитам (Лев 18), вторую Д., или «Д. святыни» (Втор 12:1; Втор 14:22-27), и Д. для бедных (Втор 14:28 и след.; Втор 26:1), то же о трех Д. говорится в Талмуде и в другой позднеиуд. лит-ре, однако в этом перечне не упоминается Д. от скота. Первую Д. (зерно и плоды) отдавали; вторая Д. оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья Д., или «десятина для бедных», возм., замещала в каждом третьем году вторую Д., но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Д. выполнялись на практике, неизвестно.
IV. Д., как и -> первородное, и первенцы, были святыней Господней (-> Святое святых) (Лев 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5; Лев 25:23; Пс 50:12), что все имущество народа не является приобрет. им самим -> собственностью (Втор 8:17 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14; -> Суббота -> Субботний год -> Юбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (ср. Рим 11:16).

Десять 
-> Число.

Десять заповедей 

I.

Д.З. перечислены в Исх 20:2-17; Втор 5:6-18. В ВЗ они названы «словами завета» (Исх 34:28), или «десятословием» (Исх 34:28; Втор 4:13), а в НЗ — «заповедями» (греч. энтолай; Мф 19:17; Рим 13:9). В совр. лит-ре Д.З. часто именуют «Декалогом» (от греч. дека — «десять» и логос — «слово»). Десятословие — первая часть обширного законодат-ва Моисея, свидет-во заключения завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, к-рый был написан на двух каменных плитах (в Синод. пер. — «скрижали») Самим Богом (Исх 24:12; Исх 31:18; Исх 32:16; Втор 4:13; Втор 10:4; -> Закон). Моисей передал скрижали народу, к-рый был свидетелем провозглашения Д.З., но слышать Божьих речей не мог (Исх 19;20). О размерах скрижалей (Исх 32:15) в Библии ничего не говорится, но известно, что Д.З. были размещены на двух сторонах каждой скрижали. Результаты археол. раскопок позволяют предположить, что для Д.З. было бы достаточно двух плит высотой около 10 см.

II. В Библии нет нумерации заповедей, но, исходя из текста, можно предложить след. деление:

Введение: Я Господь, Бог твой… (Исх 20:2). 
1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира….
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно….
4. Помни день субботний….
5. Почитай отца твоего и мать твою….
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства….
10. Не желай дома ближнего твоего….

У иудеев и христиан существовали разные варианты деления заповедей и распределения их на двух плитах. Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раннехрист. Церковь, а в наст. время православная и большинство протестантских церквей придерживаются указ. выше деления. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх 20:3-6 объединены во вторую. Августин объединил в одну заповедь Исх 20:2.3-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю на девятую и десятую. В этом ему последовали католич. и лютеранская церкви. Но в результате такого деления произошло смешение понятий идолослужения и почитания изображений. Запрет на поклонение изображениям не всегда выполнялся и в конце концов исчез из катехизиса. Согл. Филону, Иосифу Флавию, Талмуду, Иринею Лионскому, на каждой плите было по пять заповедей, позднее же стали считать, что на одной плите было четыре заповеди, а на другой — шесть. Из этого следовало, что, согл. концепции Августина, на одной плите было три заповеди, а на другой — семь, а согласно концепции Ж.Кальвина, соотв., четыре и шесть. Т.о., на первой плите были записаны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй — отношений между людьми.

III. Обе редакции Д.З. в принципе одинаковы, но в них по-разному мотивируется заповедь о соблюдении субботы. Так, в Исх 20:11 в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор 5:15 — избавление Израиля от егип. рабства: в своих прощальных словах Моисей указывает на событие, более близкое народу. Кр. того, в Исх 20:17, в заповеди «Не желай…», слово «дом» служит обобщающим понятием семьи и собственности, а во Втор 5:21 вначале названа жена (-> Брак, IV,1).

IV. О том, что Синайское законодат-во не было чем-то абсолютно новым, свидет-вуют древневост. своды законов, к-рые в большинстве своем были составлены значит. раньше. Самый известный из них — свод законов Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), царя -> Вавилона. Законы Хаммурапи, в свою очередь, представляли собой переработ. вариант более раннего законодат-ва. Они имеют много параллелей с другими ветхозаветными законами (с т.наз. казуистическим правом, построенным по образцу: «Если … то…»), но лишь нек-рые из них схожи по форме с заповедями десятословия (напр., т.наз. аподиктическое право: «Ты не должен…»). Нек-рое сходство с Д.З. имеют клятвы невиновности умерших в егип. «Книге мертвых» и список прегрешений, использовавшийся в ассир. молитвах за больного, а также заклинания, предназнач. для более сильного магич. воздействия на божество.

V. В отличие от прочих законодательств, целью к-рых было регулирование общест. отношений, суть десятословия состоит в признании направляющей воли Господа, «единого Бога» (Исх 20:3; Втор 6:4), указующего Своему народу праведные пути в этом мире и перекрывающего пути ложные. Четко определяемое Господом требование «ты должен» или «ты не должен» (букв. «ты не будешь») отличает Д.З. от любых других библ. и небибл. казуистических законов, действующих по принципу «если … то…»: если к.-л. сделает (или не сделает) ч.-л., то его нужно наказать таким-то образом. Предпосылкой Д.З. были Божеств. откровение и осуществленное Богом освобождение Израиля из егип. рабства, о чем ясно говорится в преамбуле (Исх 20:2) к этому основному израил. Закону. Божий дар, принятый народом Израиля и предшествующий выдвигаемому Богом требованию, делает необходимым выполнение этого требования. И поэтому народ Господень должен жить по Божьему Закону, всем сердцем служа Господу Богу и своему ближнему: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19:2).

VI. В НЗ Иисус и апостолы неоднократно ссылаются на эти заповеди, за исключ. заповеди о соблюдении субботы (Мф 19:18.19; Мк 10:19; Лк 18:20; Рим 13:9; Иак 2:11). При этом, указывая на необходимость прежде всего внутр., а не внешнего соблюдения заповедей, они выделяют два основных требования — любовь к Богу и любовь к ближнему (Мф 22:36-40; Рим 13:9).

Добавить комментарий