Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дервия, 
город в юго-вост. Ликаонии (Малая Азия), к-рый Павел посетил во время своих первого (Деян 14:6.20) и второго (Деян 16:1) миссионерских путешествий. В 1956 г. Д. была отождествлена с Керти-Хююком, лежащем в 21 км сев.-вост. Карамана (Ларанды), прим. в 100 км от Листры. В 1964 г. местоположение Д. было определено еще точнее — это совр. Деври-Сехри, в 4 км юго-вост. Керти-Хююка.

Дерево: 

1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом;

2) в Лев 19:23-25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. в течение первых трех лет. (-> Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, к-рые «ничего не приносят в пищу», разрешалось; их использовали для сооружения осадных орудий (Втор 20:19 и след.);

3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставшие памятными знаками. Так, существовали «дуб плача», под к-рым погребли кормилицу Девору (Быт 35:8), дуб в Сихеме, под к-рым Иисус Навин воздвиг памятный камень (Ис Нав 24:26), пальма Деворы между Рамой и Вефилем (Суд 4:5), «колдовской дуб» (Суд 9:37 — в Синод. пер. — «дуб Меоним»), дуб в Гиве, под к-рым Саул вершил суд над сторонниками Давида (1 Цар 22:6), Фаворский дуб (1 Цар 10:3 — в Синод. пер. — «Фаворская дубрава»), гранатовое Д. в Мигроне (1 Цар 14:2) и т.д.;

4) для устройства мест поклонения идолам израильтяне, по примеру ханан. язычников, выбирали не только свящ. рощи, но и отдельные Д. с обширной кроной (Ис 57:5; Иез 6:13; Иез 20:28). Уже в Быт 3:8 рассказывается о том, как человек пытался среди Д. укрыться от живого Бога. Д., вместе со всем остальным Божественным творением, разделяют ликование спасения (Пс 95:12; Ис 44:23; Ис 55:12);

5) Д. может также обозначать орудие казни, т.е. виселицу (Есф 5:14; Есф 6:4; Есф 7:9);

6) в притче о Д., избиравших над собою царя, Иофам осуждает Авимелеха и жителей Сихема (Суд 9:7-15). Д. также служит олицетворением Ассирийского царства (Ис 10:19) и могуществ. царя Навуходоносора (Дан 4:7 и след.), а в Пс 1:3 и Иер 17:7 и след. плодоносящее Д. является образом человека, живущего по Закону Божьему. И в НЗ плодоносные Д. олицетворяют людей праведных, а бесплодные — нечестивых (Мф 3:10; Мф 7:17-19; Лк 6:43.44). В Иуд 1:12 нечестивцы сравниваются с «осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми». В притчах Иисуса высокий стебель горчицы также назван Д. (Мф 13:32).

Дерево жизни: 

1) в Быт 2:9 наряду с деревом познания добра и зла упоминается и Д.Ж., к-рое произрастало в середине Эдемского сада. Чтобы человек «не простер … руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3:22), Господь Бог изгнал людей из Эдемского сада «и поставил на востоке у сада эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»;

2) в Откр 2:7 говорится о том, что побеждающему будет дано вкусить от Д.Ж. В Откр 22:2.14 также явно указывается на райский сад и на растущее в нем Д.Ж. Тому, кто побеждает со Христом, в конце времен будет даровано то, что было отнято у человека после его грехопадения, т.к. Христос есть преодоление греха;

3) Д.Ж. известно также из вавил. мифологии. Согл. легенде, где-то растет Д.Ж. или растение, плоды к-рого являются источником вечной жизни. Но людям это Д.Ж. недоступно, и лишь боги могут вкушать его плоды (см., напр., «Эпос о Гильгамеше»);

4) в притчах Соломона Д.Ж. олицетворяет некий дар, благополучие или некую ценность (Притч 3:18; Притч 11:30; Притч 13:12; Притч 15:4).

Дерево познания добра и зла 
В Быт 2:9 говорится о том, что Господь Бог насадил в Эдемском саду самые разные деревья. В том числе Он, наряду с -> деревом жизни, произрастил в самом центре сада и Д.П. добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, что может он есть плоды любого дерева, кроме Д.П. Если же человек нарушит эту заповедь, то умрет. Ева была введена в искушение змеем, заставившим ее усомниться в заповеди Господа Бога (Быт 3:5). «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Поэтому им пришлось скрыться от лица Господа Бога и затем, объясняя причину этого, признаться в нарушении заповеди. С тех пор человек знает добро и зло, но общение с Господом Богом было разрушено. Здесь Писание говорит о необходимости смирения человека перед лицом Бога и беспрекословного следования Божьим заповедям и воле Господа. Человек же поддался искушению самому быть, как Господь, и познал добро и зло, т.е. увидел последствия как смиренного поведения, так и гордыни. То, что первые люди устыдились своей наготы, является свидет-вом проснувшегося в них осознания вины.

Держать 
Бог держит, хранит человека, доверившегося Ему (Пс 72:23).

Держать ответ 
-> Защищаться (держать ответ).

Дерзновение: 

1) -> Прямота, открытость, смелость, дерзновение;

2) -> Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Дерзость 
Д. в Библии называется заблуждение, при к-ром человек, пользуясь неверными критериями, оценивает себя или собств. возможности выше, чем это есть на самом деле, и потому ведет себя вызывающе по отношению к Богу и к др. людям. Д. чревата тем, что по легкомыслию человек может попасть в беду, грозящую ему гибелью (Ос 7:16). Эта угроза особенно актуальна, если человек отвергает авторитет служителей, поставленных на служение Богом (Втор 17:12). Д. ведет к надменности, к-рая выражается в презрит. отношении к окружающим.

Добавить комментарий