Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Двенадцать 
-> Число -> Колено -> Апостол.

Дверь 

1. Входную Д. -> дома (II,2) обычно делали узкой и невысокой; высокая Д. считалась признаком пагубной надменности (Притч 17:19).

2. «Красные двери» -> Храм (VI) -> Ворота.

3. В Библии слово употребляется в прямом и в метафорич. значении. «Стеречь двери уст своих» (Мих 7:5) означает, что человек должен следить за тем, чтобы не произнести необдум. слово. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется», — говорит о Себе Иисус (Ин 10:7.9). Благовествуя, неся в мир -> Евангелие, ученики Иисуса «отверзают дверь веры язычникам» (Деян 14:27; 1 Кор 16:9; 2 Кор 2:12; Кол 4:3; Откр 3:8). Человеч. -> сердце может, подобно Д., открыться пред Господом (Откр 3:20), но может и отвергнуть Его. В притче запертая Д. означает упущ. возможность спасения (Мф 25:10; Лк 13:25).

Дворец 
Для дворцовой архитектуры Палестины характерно расположение множества комнат вокруг одного внутp. двоpа. Такую же планировку имели и большие дома богатых горожан, так что не всегда удается отличить -> дом от Д. Фундаменты Д. обнаpужены, в частн., при pаскопках Шаpухена, Геpаpа, Лахиша (-> Лахис) и Самаpии, где найдены также отдельные предметы интерьера (-> Слоновая кость) (сp. 3Цаp 22:39). О Д. Давида (2 Цар 5:11; 1 Пар 14:1) и Иоакима (Иер 22:14) имеются лишь отpывочные сведения. О Д. Соломона, к-pый возводился в течение тpинадцати лет, также невозможно составить ясного пpедставления, хотя нек-pые конкpетные данные о нем имеются (3Цаp 7:1-12). В то же время Д. егип. (-> Телль-Амаpна) и месопотамских пpавителей с их многочисл. внутp. двоpами и аpхитектуpными ансамблями поpажают своим великолепием. Д. в Маpи, построенный пpим. в 1700 г. до Р.Х., занимал площадь в два гектаpа. Ассиp. Д., в т.ч. двоpец Саpгона II в Хоpсабаде, пришедший в запустение после смеpти цаpя, были укpашены многочисл. pельефами: изобpажения на этих pельефах являются ценнейшими истоpич. источниками.

Двор 
-> Дом -> Храм.

Девир 
-> Давир (4).

Девица, дева 

1. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исх 22:16.17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор 22:28.29). Обрученная Д., уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью; если же Д., подвергшись насилию, не могла позвать на помощь, то она считалась невиновной. Ложное свидет-во о том, что девушка, вступающая в брак, не девственница, строго наказывалось; если же обвинение подтверждалось, то Д. побивали камнями. Первосвященнику предписывалось жениться только на девственнице (Лев 21:13 и след.). В Иез 44:22 это предписание распространяется на всех священников, к-рым, однако, разрешалось жениться также на вдовах священников.

2. В евр. языке существуют два слова, обознач. девушку. Слово бетула указывает прежде всего на ее девственность (Быт 24:16; Суд 11:38; 2 Цар 13:2; 3 Цар 1:2), в то время как слово алма обозначает Д., достигшую половой зрелости и готовую к замужеству (Быт 24:43; Исх 2:8; Пс 67:26; Притч 30:19; Песн 1:2; Песн 6:8; ср. также Мф 25:1). Тот факт, что в Ис 7:14 стоит слово алма (в Синод. пер. — Дева), не дает основания толковать его иначе как «девственница», тем более, что смысл предсказания вполне раскрылся при его исполнении, к-рое надежно засвидет-вовано (Мф 1:23; Лк 1:27).

3. Часто слово «дева» употреблялось у евреев в отношении городов и народов: Сион и Израиль (Плач 2:13; Иер 18:13; Иер 31:4.21), Сидон (Ис 23:12), Вавилон (Ис 47:1) и Египет (Иер 46:11). В ВЗ используются такие метафоры, как «девствующая дочь» (4 Цар 19:21), «посрамленная» (Ис 23:12), или «падшая» дева (Ам 5:2). Этот образ включает также женщин, изображ. в Иез 16:1; Иез 23:1, и блудниц из Откр 17:1.

4. В 1 Кор 7:25-38 Павел, рассуждая о браке, говорит и о девах. Выходя за рамки ВЗ, видевшего смысл жизни женщины исключит. в замужестве, он указывает коринфянам на возможность отказа от брака ради служения Господу (1 Кор 7:32.34; ср. Деян 21:9). Напротив, в Откр 14:4 говорится, скорее, не о земном безбрачии, а о чистоте от идолослужения и идолопоклонства (ср. Откр 2:14), к-рые уже в ВЗ сравнивались с блудом и прелюбодеянием (Иер 13:27). Точно так же и Павел хочет представить Христу Церковь чистой девой (2 Кор 11:2).

Девора 
(«пчела»):

1) кормилица Ревекки, сопровождавшая ее из г. Нахора (Месопотамия) к Исааку (Быт 24:59). Умерла в глубокой старости у Иакова в Вефиле и была там погребена под дубом, к-рый с тех пор назывался «дубом плача» (Быт 35:8);

2) пророчица, жена Лапидофа, жившая под названной ее именем пальмой между Вефилем и Рамой, на горе Ефремовой, и во время угнетения Израиля царем Асора Иавином была судьей. От нее Варак получил повеление отправиться на битву с военачальником Иавина Сисарой; она сопровождала Варака по его желанию и подала знак к атаке (Суд 4:1-16). После битвы Д. вместе с Вараком воспела одержанную победу в великолепной торжеств. песне, исполненной высокой поэтичности и образности (Суд 5).

Девять 
-> Число

Дедан: 

1) Д. упоминается как среди потомков Хама, так и среди потомков Авраама от Хеттуры (Быт 10:7; Быт 25:3; 1 Пар 1:9.32); в обоих случаях его братом называется Шева (Сава). В Иез 38:13 Д. и Шева (Сава) также упомянуты вместе;

2) в других местах род Д. упоминается вместе с Фемой (Теймой), оазисом в Северной Аравии, и его обитателями (Ис 21:13 и след.; Иер 25:23). Согл. Иер 49:8 и Иез 25:13, Д. граничит на юге с Эдомом. Вполне можно видеть в Д. араб. кочевое и торг. племя без твердо очерчен. места жит-ва, возм., возникшее из смешения двух родов. В торговле с Тиром деданитяне предлагали попоны для верховой езды (Иез 27:20);

3) Д. — город, местонахождение которого предполагали в оазисе Эль-Ула в Северной Хиджазе, ок. 150 км юго-зап. Фемы (совр. Таймы) и ок. 300 км сев.-зап. Медины.

Дееписатель 
Высокопост. придворный чиновник в едином Израильском, а позднее в Иудейском царстве (2 Цар 8:16; 2 Цар 20:24; 3 Цар 4:3; 4 Цар 18:18.37; 1 Пар 18:15; 2 Пар 34:8; Ис 36:3.22). Словом «дееписатель» в Синод. пер. передано евр. слово, обозначающее титул мазкир (досл. «напоминающий», «докладывающий»). Полагают, что это был цар. чиновник, задачей к-рого было информировать правителя о важнейших событиях и давать ему соотв. советы. Й.Бегрих считал, что софер, «писец» (2 Цар 8:17; -> Письмо), и мазкир — это две должности, к-рые были введены по образцу двора егип. фараонов. В этом случае софер мог быть секретарем царя, а мазкир — церемониймейстером, круг обязанностей к-рого (придворный церемониал и аудиенции), по-видимому, относился и к компетенции -> начальника дома (дворца). Три высших придворных чиновника — начальник дворца, писец и Д. — во время осады Иерусалима вели переговоры с ассирийцами как посланцы царя Езекии (Ис 36:3.22).

Деир, 
долина в окрестностях Вавилона (Дан 3:1), где Навуходоносор приказал поставить золотого истукана для религ. поклонения.

Добавить комментарий