Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дар, дарование 

I. ПОНЯТИЕ
Важнейший «дар Божий» — это вечная жизнь в Иисусе Христе (Ин 4:10; Рим 6:23). Христос «дал дары человекам» (Еф 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (Ин 14:16; Ин 16:7; Деян 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (Деян 5:31), веру (Еф 2:8), любовь (Рим 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (Гал 5:22.23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (Рим 12:6; 1 Кор 7:7; 1 Кор 12:4.9; Еф 4:7-16). Относит. Мф 5:23 и след. Мф 8:4 -> Жертва.

II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. -> исцеления больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В Чис 11:24 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (Иоил 2:28.29; ср. Мк 16:17).

III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в 1 Кор 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, «разные языки» и «истолкование языков».

А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА
Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (1 Кор 12:7.11). Они предназначены для взаимного служения и строит-ва Церкви (1 Кор 14:3-5; 1 Петр 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа — это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования — это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (1Кор 12:4 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (Мф 28:18). Даже сами Д. и жертвы (1 Кор 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (1 Кор 12:7): «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор 14:1.12.31.39; Еф 4:3; 1Фес 5:19 и след.).

Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ
Божий Дух нисходит на слабых и немощных (Пс 50:12 и след.; ср. 2 Кор 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (Гал 5:22; Еф 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидет-вуют серьезные наставления, к-рые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (1 Кор 12:11; ср. Еф 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (Рим 12:3 и след.; 1 Кор 12:1; 1 Кор 14:1). Использовать духовные Д. во время богослужения следует «благопристойно и чинно» (1 Кор 14:40), чтобы они были «к назиданию» (1 Кор 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (1 Кор 14:29; 1Фес 5:20 и след.; 1 Ин 4:1).

В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ
Св. Дух раздает Д. «каждому человеку особо, как Ему угодно» (1 Кор 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (1 Кор 12:4.30), хотя в Библии говорится, что человеку следует «ревновать о дарах больших» (1 Кор 12:31; 1 Кор 14:1.5.13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (1 Кор 14:1; ср. Лк 11:13; Деян 1:4.14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св.

Духа, очень часто — через возложение рук апостолами (Деян 8:14-19; Деян 19:6; 2 Тим 1:6), а иногда — через пророчества и возложение рук пресвитерами (1 Тим 4:14 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (Деян 1:4.14; Деян 2:1-4). Среди Д. более всего ценились «дар языков» и дар пророчества, поэтому именно они служили свидет-вом излияния Св. Духа (Деян 2:4; Деян 10:45 и след.; Деян 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (Мф 10:1) и были исполнены Св. Духом (Ин 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (Гал 5:22 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца «дерзновения» и надежды (Евр 3:6.14; Евр 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (Флп 3:10.18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (2 Тим 1:15; 2 Тим 4:16; 3Ин 1:9 и след.).

Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА
Существуют различные перечни Д. Духа (см. Рим 12:6-8; 1 Кор 12:8-10; 1 Кор 12:28-31; Еф 4:7,11 и след.; 1Петр 4:10 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 1 Кор 12:8-10)

1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам «уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся» (Лк 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее, на вопросы недругов и отвести их обвинения (Лк 13:17; Лк 14:6; Лк 20:2-8.26.40; Деян 6:9 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1Кор 1:18 и след.);

2) ЗНАНИЕ — это результат действия Св. Духа, к-рое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (1 Кор 3:10; 2 Кор 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1 Кор 8:1). Для Павла знание — не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (Гал 1:16-19). По своей сути, знание — это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря к-рому мы преображаемся в Его образ (2 Кор 3:18; Флп 3:10; 2Петр 1:2 и след.; 2 Петр 3:18; -> Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (1 Кор 13:9.12). «Когда же настанет совершенное (знание), тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (1 Кор 13:2); (-> Познание);

3) ВЕРА. Вера — это Д. Божий (1 Кор 12:9). Такая вера может «переставлять горы» (Мф 17:19 и след.; 1 Кор 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (Лк 17:19; ср. Пс 17:30), исцеляет больных (Деян 3:16; Иак 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Деян 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Деян 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (Мф 21:22; Мк 11:23 и след.; Ин 5:19 и след.; Ин 14:12 и след.; ср. Мф 8:13; Мф 9:2.22.29 и т.д.);

4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Мф 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: «дары исцелений». Возм., это свидет-вует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. «по своему усмотрению». Последнее слово Бог оставляет за Собой; -> Исцеление, лечение;

5) ЧУДОТВОРЕНИЕ (греч. энергемата дюнамеон — букв. «действия сил») (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Деян 4:33 словом «сила» (греч. динамис) оценивается свидет-во апостолов, а в Деян 6:8 о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об «исполненном силы». В Деян 8:13 «силами» названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 2 Кор 12:12 чудеса называются «признаками апостола»;

6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: -> Пророчество -> Предсказание;

7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Мф 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2 Кор 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет «плотью». Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно «книжники» не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (Мк 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1 Ин 2:22; 1 Ин 4:1-3) и признание Иисуса Господом (1 Кор 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (1 Кор 14:29);

8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ -> Говорение языками;

9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Деян 2:4-6, произносилась на «ином» языке, то ее требовалось «истолковать» (перевести) на разговорный язык соответств. общины (1 Кор 14:5.13.27). «Человеческие и ангельские языки» (1 Кор 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (1 Кор 14:7-11.14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (1 Кор 12:10; 1 Кор 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (1 Кор 14:26), благодаря к-рому «говорение языками» служит назиданию общины (1 Кор 14:5.26).

Дара, 
сын Зары из колена Иуды (1 Пар 2:6); в др.-сир. пер. и в нек-рых греч. рукописях — Дарда.

Дарда, 
сын Махола (3 Цар 4:31), мудрец времен Соломона.

Дарий 
(перс. «обладатель богатства»):

1) Д. Мидянин (Дан 5:31; Дан 9:1), сын Аccуира (Ксеркса; Дан 9:1), после смерти Валтасара и взятия Вавилона войском -> Кира принял власть над царством халдеев. Он назначил в своем царстве 120 сатрапов (наместников), подчиненных трем князьям, одним из к-рых был Даниил (Дан 6:1 и след.). По настоянию своих сановников Д. велел бросить Даниила в львиный ров (Дан 6). В первый год правления Д. (539 г. до Р.Х.) Даниилу было откровение о семидесяти седьминах и судьбе его народа (Дан 9:20-27). Согл. Иосифу Флавию (Иуд древн., 1,249), Даниил был переведен Д. в Мидию. То, что Д. Мидянин нигде, кроме Книги пр. Даниила, не упоминается, а клинописные источники того времени не упоминают никакого вавил. царя между Набонидом (и Валтасаром) и Киром, ставит под сомнение его историчность и заставляет считать ветхозаветные сведения о его царствовании результатом смешения традиций. С другой стороны, живое описание в Книге пр. Даниила обладает всеми характерными признаками историч. достоверности. Скудость дошедших до нас историч. сведений — не основание для того, чтобы их отвергать. Д. неоднократно пытались отождествить с упоминаемыми в вавил. текстах лицами, в частн. с Киром, к-рый был связан с мидянами родств. узами и назывался «царем мидийцев». Известно, что ему было прибл. 62 года, когда он стал царем Вавилона. Согл. надписям, он назначил многих чиновников. Все док-ты датировались годами его правления. В таком случае, текст Дан 6:28 следует переводить: «…в царствование Дария, то есть в царствование Кира Персидского» и понимать это как пояснение переписчика (сделанное для ясности текста), что одно и то же лицо носило два имени;

2) Д. I Великий (Гистасп) (522-486 гг. до Р.Х.) сменил на перс. престоле Камбиса, сына -> Кира и восстановил мощь гос-ва, предварит. одолев другого сына Кира (самозванца). Д. происходил из перс. цар. рода и был женат на одной из дочерей Кира. Их сын Ксеркс I (Ахашверош) стал его преемником. В начале правления Д. объединенное Киром Персидское царство, казалось, распадалось из-за мятежей, происходивших во всех главных провинциях. Эти провинции — Элам, Вавилон, Персия, Мидия, Ассирия, Армения и др. — перечисляются самим Д. в его большой наскальной Бехистунской надписи. Ему, однако, удалось подавить все восстания в течение шести лет. К 515 г. до Р.Х. все царство вновь было подвластно ему. После этого Д. положил конец различным формам правления, сохранявшимся еще у покоренных народов, и разделил все царство на единообразные адм. области (сатрапии), в каждой из к-рых осуществлял управление перс. наместник (сатрап), имевший в своем распоряжении соотв. воин. соединение (ср. Дан 6:1).

Посредством цар. дорог и почтовой службы была установлена прямая связь между всей тер. царства и цар. двором в столицах — Сузах и Персеполе. Иудея также стала с этого времени маленькой провинцией пятой сатрапии, в к-рой перс. администрация владела правом последнего слова во всех гражд. и религ. вопросах. Когда во второй год правления Д. иудеи, побуждаемые Аггеем и Захарией, продолжили строит-во храма, перс. областеначальник Фафнай написал царю, что, по утверждению иудеев, это делается по приказу Кира (Езд 5; Агг 1:1.15; Зах 1:1). Д. велел провести расследование, и в цар. архиве в Екбатане (Экбатанах) был обнаружен соотв. док-т (Езд 6:2). На основании этого Д. подтвердил указ Кира о предоставлении иудеям средств из цар. доходов для строит-ва храма и принесения жертв и обязал своих чиновников оказывать в этом всяческое содействие. Т.о., строит-во нового храма смогло начаться в шестой год правления Д. — в 515 г. до Р.Х. (Езд 6:1-18);

3) Д. Персидский (Неем 12:22) — это Д. II Нот. Во время его царствования с 424 по 404 гг. до Р.Х. иуд. первосвященником был Иаддуй II. Еще один Д. — послед. перс. царь Д. III Кодоманн (336-331 гг. до Р.Х.). Александр Македонский, разбив его при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбелах (331 г. до Р.Х.), покорил его царство.

Даркон, 
один из рабов Соломона, чье потомство под водительством Зоровавеля (или при Зоровавеле) вернулось из вавил. плена (Езд 2:56; Неем 7:58).

Дафан 
(евр. Датан, возм., «сильный»; аккад. датну). Д. и Авирон, сыновья рувимлянина Елиава, вместе с соплеменником Авнаном, участвовали в восстании левита Корея против Моисея и Аарона. Они упрекали Моисея за то, что он вывел их из богатого Египта в пустыню, а не в землю обетованную. Вместе с прочими мятежниками были поглощены землей (Числ 16:1; Числ 26:7-11; Втор 11:6; Пс 105:17).

Добавить комментарий