Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Давраф, 
левит. город на границе между уделами колен Завулона и Иссахара, согл. Ис Нав 19:12, относился к уделу Завулона, согл. Ис Нав 21:28 и 1 Пар 6:72, причислялся к уделу Иссахара. Возм., его следует отождествлять с развалинами вблизи совр. Дабурийе у подножия горы Фавор.

Дагон, 
бог филистимлян (Суд 16:23; 1 Цар 5:2-7; 1 Пар 10:10). Еще во времена Маккавеев в Азоте был храм Д., разоренный Ионафаном (1 Макк 10:83-85; 1 Макк 11:4). Филистимляне приняли это божество, только когда поселились на побережье Палестины, где почитание Д. было давно и широко распространено. И в уделе Иуды, и в уделе Асира были города под названием Беф-Дагон («дом, точнее, храм Д.»; Ис Нав 15:41; Ис Нав 19:27). Это могло бы объясняться позднейшим влиянием филистимлян, но в отношении Беф-Дагона в уделе колена Асира это вызывает сомнение. В Вавилоне и Ассирии почитался бог Даган, и раскопки Рас-Шамры показывают, что это божество было в большом почете и у финикийцев. Даган и Д. соответствовали друг другу, хотя значение имени и не вполне ясно. Связь с евр. даг («рыба») или даган («рог») маловероятна, скорее, это имя несемит. происхождения. Д. почитался в Вавилоне уже во времена шумер., рано стал он известен и в Ассирии. Отождествление Д. с Энлилем и Ададом позволяет сделать вывод, что первонач. Д. был богом грозы (Х.Шмёкель). Почитался он и как бог подземного мира.

Далида 
(евр. Делила, возм., «ниспадающие кудри»), женщина, жившая в долине Сорек. Князья филистим. подкупили ее, чтобы она выведала у полюбившего ее судьи -> Самсона тайну его силы. Ей это удалось, и она выдала Самсона его врагам (Суд 16:4-21).

Далмануфа, 
селение на Геннисаретском оз. (Мк 8:10), в парал. месте (Мф 15:39) именуется Магдалой (в наиб. авторитетных греч. рукописях — Магадан). Этот насел. пункт сегодня неизвестен. Предлагались различные версии: считали, что в обоих случаях речь идет о Магдале, к-рая через пояснит. пометки на полях, связ. с ошибками переписчиков, превратилась в Д. Евсевий упоминает некую Магдану на вост. берегу озера. Речь может идти также о передаче распростр. в кругу учеников Христа арам. выражения далма нута — «Его (Иисуса) местопребывание». Тем самым Д. можно отождествить с Капернаумом.

Далматия, 
рим. провинция в горах сев.-вост. Адриатического моря, входившая в состав -> Иллирика. Тит, видимо, в ходе своего миссионерского путешествия временно поселился в Д. (2 Тим 4:10).

Далуиа (Далуия): 
1) сын Давида (2 Цар 3:3 (евр. Килав); 1 Пар 3:1 (евр. Даниэл)). Его матерью была Авигея, вдова Навала;
2) -> Даниил (1).

Далуия 
-> Далуиа.

Далфон 
(от аккад. «бессонный»), один из десяти сыновей Амана (Есф 9:7).

Дамарь 
(«супруга», «возлюбленная»), женщина, уверовавшая в результате проповеди ап. Павла в Афинах (Деян 17:34).

Дамаск 

I. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ 
Древнейший город на р. Аване (Бараде) вост. горы Ермон. Город расположен вдали от моря, на краю пустыни, необозримо распростершейся на восток; от Сирийского побережья отделен двойной цепью снежных гор. Однако именно такое местоположение позволило Д. стать культурным центром и пристанищем для кочевников пустыни. Город снабжается водой из р. Аваны, теряющейся в пустыне к вост. от него. Он пережил столицы своих завоевателей — Ниневию, Вавилон, Мемфис.

II. В ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА
Д. был известен уже при Аврааме (Быт 14:15). Давид одержал победу над сирийцами (арамеями) дамасскими (2 Цар 8:5 и след.). Во времена Соломона (ок. 950 г. до Р.Х.) Разон основал Сирийское (Арамейское) царство, центром к-рого был Дамаск (3 Цар 11:23-25). Этот сир. (арам.) Дамаск долгое время был опасным противником Израиля (ср. -> Венадад -> Азаил -> Рецин). В 732 г. до Р.Х. Д. был завоеван Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) и превращен в провинцию Ассирийского царства (4 Цар 16:9 и след.; Ис 17:1 и след.; Ам 1:5 и след.). Предсказание в Иер 49:23-27 явно относится к завоеванию Д. Навуходоносором после битвы при Каркемише в 605 г. до Р.Х. Позже Д. был покорен Александром Македонским (Зах 9:1). В Селевкидском царстве он стал ареной битв Маккавей-ского времени (1 Макк 11:62; 1 Макк 12:32).

III. В НОВОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА
В новозаветные времена в Д. быстро сформировалась христ. община. Среди иудеев Д. был весьма высок авторитет иерусалимского синедриона. Учитывая это обстоят-во, Савл с письм. полномочиями направился в Д. бороться с общиной последователей Иисуса (Деян 9:1 и след.). После явления Господа на пути в Д. он задержался в доме Иуды на Прямой улице, существующей и сегодня. За то, что Савл обратился в христианство, иудеи хотели его убить и стерегли, заручившись поддержкой областного правителя (наместника) царя Ареты (2 Кор 11:32), у ворот города (Деян 9:24).

IV. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее время араб. население называет город из-за его сев. местоположения Димашк-эс-Сам («по левую руку»), в соотв. с библ. словоупотреблением, в к-ром понятия «восток» и «перед» обозначались одним словом. Город знаменит дамастовыми, или камчатными, тканями и дамасскими клинками.

Дан 
(«(Господь) рассудил»):

1) пятый сын Иакова и первый — от Валлы, служанки Рахили (Быт 30:5 и след.). Известен только один сын Д., Шухам или Хушим (Быт 46:23; Числ 26:42). Благословения Иакова и Моисея характеризуют Д. и его потомков как судей и воинов (Быт 49:16 и след.; Втор 33:22);

2) хотя известен только один сын Д., его колено, тем не менее, согласно обоим исчислениям Израиля занимает второе место по численности после колена Иуды (Числ 1:39; Числ 26:43). В странствованиях по пустыне колено Д. вместе с коленами Асира и Неффалима ставило стан сев. скинии. Колено Д. возглавляло тот стан, к-рый должен был последним выступать в поход (Числ 2:25-31). К колену Д. принадлежали Аголиав, помощник Веселиила при сооружении скинии, ковчега завета и всех принадлежностей для них (Исх 31:6), а позже и судья Израиля Самсон (Суд 13:2.24).

Удел колена Д., к-рый оно получило последним из 12 колен, граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке — с уделом колена Вениамина и на юге — с уделом колена Иуды. Из его городов, в числе к-рых были Цора, Аиалон, Екрон, Иоппия, четыре были выделены левитам (Ис Нав 19:40-46; Ис Нав 21:5.23-45). Колено Д. так никогда и не смогло полностью завоевать предназнач. ему удел. Екрон оставался во владении филистимлян, а аморреи не позволили сынам Д. проникнуть на плодородную равнину, оттеснив их в горы (Суд 1:34 и след.). Хотя колено и не было тем самым полностью отрезано от побережья (Суд 5:17), ему пришлось искать выход и решать тер. проблемы. И этот выход был найден в захвате высмотренного разведчиками города Лаиса (Ласема) в Северной Палестине, к-рый данитяне переименовали в Д. (Ис Нав 19:47; Суд 18). Здесь, на севере, согл. предсказанию Иезекииля, должен находиться их удел в земле обетованной (Иез 48:1), хотя имя этого колена уже не упоминается среди 144 тыс. запечатленных (Откр 7);

3) сев. погран. город Израиля, известный по выражению «от Дана до Вирсавии» (крайние сев. и юж. точки, см. 1 Цар 3:20; 2 Цар 3:10; 2 Цар 24:2.15; 3 Цар 4:25; 2 Пар 30:5), к-рое подразумевает весь Израиль. Город, называвшийся прежде Лаис, или Ласем, после его захвата данитянами получил от них имя Д. (Ис Нав 19:47; Суд 18:29). При Иеровоаме здесь было введено идолопоклонство (3 Цар 12:28-30; 4 Цар 10:29; Ам 8:14). В 733 или 732 г. до Р.Х. население Д. было угнано в ассир. плен. Д. находился в плодородной области близ Беф-Рехова (Суд 18:28). Первонач. значение названия Д. до сих пор живо в названии Телль-эль-Кади — «холм судьи», у истока Нахр-эль-Леддан на склоне вулкана.

Дан-Яан, 
насел. пункт между Галаадом и Сидоном (2 Цар 24:6), к-рый проходили Иоав и военачальники во время исчисления народа. Евр текст в этом месте сложен. Наряду с версией Синод. пер. возможны переводы: «и пришли в Дан-Яан и из Дан-Яана направились в Сидон» (Лютер); «и пришли в Дан-Яан и в окрестности Сидона» (Пересм. Эльберфельдский пер.). Возм., речь идет о поселении, располагавшемся сев. области колена Дана.

Даниил 
(евр. Даниэль, «Бог мне судья»):

1) второй сын Давида (в Синод. пер. — Далуия). Его матерью была Авигея кармилитянка, в первом браке жена Навала. Д. родился в Хевроне (1 Пар 3:1). Его называли также Килавом (в Синод. пер. — Далуиа, 2 Цар 3:3);

2) пророк, -> Книга пророка Даниила;

3) в Иез 14:14.20 и Иез 28:3 появляется некий Д., славившийся своей праведностью и мудростью. Иногда в нем видели пророка Д. Правда, имя его пишется не так, как имя пророка (не хватает одной согласной, что не влияет на произношение). Место в Иез 28:3, где обращаются к начальствующему в Тире, также ясно дает понять, что подразумевается некая особа, известная и в финик. традиции. Действительно, в текстах из Угарита упоминается некий Даниэль, справедливый правитель, праведный судья, помогавший вдовам и сиротам добиться своих прав. Если эта догадка верна, то наряду с Иовом здесь упомянут еще один праведник-неизраильтянин, чем подчеркивается всеобщность Божьего правосудия, воздающего каждому человеку, будь то израильтянин или иноземец, по его делам;

4) священник, возвратившийся из изгнания вместе с Ездрой (Езд 8:2; Неем 10:6).

Даниила пророка Книга 
-> Книга пророка Даниила.

Данна, 
город в уделе колена Иуды (Ис Нав 15:49), находившийся вблизи Давира, сев. Вирсавии. Точное геогр. местоположение Д. неизвестно.

Дань 
Подать, которую побежд. народ выплачивает завоевателю (2 Пар 26:8). В Библии она называется также «дарами» (Суд 3:15; 2 Пар 17:11; Пс 44:13; Пс 71:10), «пенёй» (4 Цар 23:33) и «податью» (Есф 10:1). Особенно большую Д. облагали покор. народы ассирийцы. Некий князь Лубарна должен был собрать для царя Ашшур-нацир-апала в качестве Д. 20 талантов серебра, 1 талант золота, 100 талантов свинца, 100 талантов железа, 1000 голов крупного скота, 10 000 овец, 1000 единиц одежд и другие ценности. С бедных сир. племен, у к-рых не было ценных предметов, в качестве ежегодной Д. требовали по 5 процентов от поголовья их скота. Ассирийцы даже похвалялись тем, что некий чужеземный князь каждый год прибывал с богатыми дарами в Ниневию, чтобы поцеловать ноги их царя. Израильтяне также платили Д. ассирийцам, об этом говорит рельеф на обелиске Салманасара III, где запечатлен момент принесения Д. от царя Ииуя. Предшественник Ииуя, Ахав, сам получал Д. от моавитского царя Месы (4 Цар 3:4). Во времена НЗ израильтяне платили в качестве Д. налог рим. императору (Мф 17:25; Мф 22:17 и след.). О монете, к-рой выплачивали подать императору, -> Деньги.

Добавить комментарий