Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Душа 
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш — «дышащая», «воздыхающая»; в Синод. пер. это слово (так же как и руах — дух) иногда передается как «дыхание» (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:

1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;

2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) — как человека, так и животного (ср. Быт 1:20; Быт 2:7.19; Быт 9:10; Лев 17:11), — причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Т.о., слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21; Быт 46:15; Числ 5:6; Иез 13:18 и след.; см. также Быт 27:4.19.25.31; Числ 11:6; Ис 42:1; Плач 3:24). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4; Пс 21:21). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1.4; в Синод. пер. — «если кто…»). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев 19:28; Лев 21:11; Лев 22:4; Числ 6:6; Числ 9:6; в Синод. пер. — «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (-> Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8; Пс 22:3), «хранить души» (Пс 96:10) или «сохранить душу» (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», к-рое показано с помощью обычного в библ. языке «параллелизма» — повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9; ср. Пс 41:3; Притч 10:3; Притч 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7; Иер 31:25) или подкрепляется (Плач 1:11.19), постится (Пс 68:11), отвращается (Числ 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс 72:26; Пс 83:3; Откр 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; Иов 10:21 и след.; ср. 1 Цар 28:11 и след. о Самуиле);

3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3 Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10; Иез 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Ис Нав 9:24; в Синод. пер. — «жизнь»; ср. Иез 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Т.о., утрата души — это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Числ 23:10; Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3 Цар 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17; в Синод. пер. — «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5; Пс 33:23; Пс 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3 Цар 17:21 — «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение «воды дошли до души моей» (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8; Ис 53:12 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след.; Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. «голос крови» (Быт 4:10). Другое библ. название Д. — нешама, т.е. «дающая дыхание». Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7, в Синод. пер. — «дыхание жизни»); Д. является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27, в Синод. пер. — «дух»). Д. также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;

4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», к-рое будет иметь то же значение. Д. страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3; Пс 85:4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3; Песн 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3; Пс 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12:20 и след.; Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. порой скорбит (Пс 118:81; в Синод. пер. — «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1 Цар 1:15). Иногда Д. мыслит («говорит», 1 Цар 20:4; в Синод. пер. — «желает»), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8; в Синод. пер. — «вы»);

5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. — «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30; Пс 18:8; Пс 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3; Пс 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3; Пс 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5; Втор 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1.22; Пс 103:1.35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Ис Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:

1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. (греч. псюхе). Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10; Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20; Мф 20:28; Ин 10:11.17; в Синод. пер. — «жизнь»; Деян 15:26; Рим 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25; Лк 12:22; Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41: «душ около трех тысяч»; 1 Петр 3:20; ср. Мк 3:4; 1 Кор 15:45: «душа живущая»); слово Д. также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43; Рим 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38; Ин 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43; Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2; в Синод. пер. — «сердца»), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2 Петр 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19; Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14; Ис 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18; Евр 10:38); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь, II). В этом смысле Д. — это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30; Лк 10:27; Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его Д. (Мф 10:28), т.е. лишить его будущей жизни.

Человек часто вредит своей Д. (Мф 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1 Петр 2:11; 2 Петр 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21; Иак 5:20; ср. 1 Петр 1:9). Бог — Создатель Д. (1 Петр 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (2 Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1 Петр 1:22). Христос — ее Пастырь и Блюститель (1 Петр 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2 Кор 12:15; Евр 13:17; 3 Ин 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35;

2)

а) Д. отличается от духа (греч. пневма) (1 Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В 1 Фес 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.);

б) о различии между Д. и духом говорится и в 1 Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1 Кор 15:45). «Духовный» и «душевный» в данном случае — синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором — «из праха земного» (Быт 1:26.27; Быт 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1 Петр 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов — врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое -> возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1 Кор 2:14; ср. Ин 14:17);

3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1 Фес 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откр 20:12.13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9-11; Лк 16:22.23; -> Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по -> Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43; ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение).

Дым, курение дыма: 

1) о Д. как о признаке пожара говорится в Ис Нав 8:20; Суд 20:40. Ср. -> Знамя;

2) нередко Д. в Библии символизирует бренность (Пс 36:20; Пс 101:4; Ис 51:6; Ос 13:3);

3) в Пс 118:83 использован образ пустого меха, к-рый иссох и почернел от Д.;

4) Д., к-рый извергается из ноздрей -> левиафана, — это аллегорич. образ, используемый в поэтич. описании (Иов 41:12);

5) Д. сопутствует явлению славы Божьей (Исх 19:18; Ис 6:4; Откр 15:8); -> Столп облачный;

6) Д. (Быт 19:28; Ис 34:10; Иоил 2:30; Откр 9:2 и след.; Откр 14:11), «курение дыма» (Деян 2:19) нередко упоминаются как явления, сопровождающие Божий суд.

Дыхание 
-> Дух, Святой Дух

Добавить комментарий