Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дух, Святой Дух 

I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»
Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:

1) в основном значении — «ветер» — это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет…» (Ин 3:8 — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; ср. Евр 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

2) неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр…» (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55). Д. ап. Павла «возмутился» при виде Афин — «города, полного идолов» (Деян 17:16). Божий Д. «свидетельствует нашему духу, что мы — дети Божии» (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Д. без порока (1 Фес 5:23) и т.д.;

3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1 Петр 3:19);

4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно «нечистыми» Д. (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Д. (Деян 16:16), а также «духом немощи» (Лк 13:11), Д. усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказат. значении;

5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. — это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; Иов 33:4; Пс 103:29 и след.). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен «слову» (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.). Это творящее Слово — Сам Христос (1 Кор 15:45; -> Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» (2 Кор 3:17). -> Бог (IV,В).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. — это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов 32:8). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем 9:20). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Агг 2:5). Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; Суд 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1 Цар 10:6.10; 1 Цар 16:13 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1 Цар 19:20.23); 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Числ 11:17). На Елисее «опочил» Д. Илии (4 Цар 2:15). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; Ис 42:1). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16). Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» (Ин 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

1) в Своих прощальных речах (Ин 13:31 — 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16.26; Ин 15:26; Ин 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17). Мир не принимает Св. Д. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3; ср. Ис 63:10). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Св. Д. ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше» (Лк 24:49; Деян 1:4);

2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47; Деян 4:32 — Деян 5:11);

3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д.: а) вселяясь через Св. Д. в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем (Ин 16:14). Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас» (Ин 14:20). Христианин обретает новое жизненное пространство, в к-ром он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутр. миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13). Св. Д. — это истинный учитель, к-рый напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26). Он свидет-вует об Иисусе и о Его спасит. подвиге (Ин 15:26). Верующий человек познает через Св. Д. совершенное возрождение, обретает состояние, к-рое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3.5). Отныне он — «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор 5:17). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14). Воистину существует «Дух усыновления», к-рый научает взывать: «Авва, Отче!» (Рим 8:15); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на к-рых Св. Д. снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидет-вовать людям о Христе.

Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:4). Св. Д. с самого начала наделяет верующих дарами, к-рые придают им силы для выполнения возлож. на них миссии. В первых христ. общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., к-рых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1 Кор 12:1 и 1 Кор 14:1 (-> Дар, II).

Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидет-ва, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1 Кор 12:8-10). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, к-рые соответствуют его миссии (1 Кор 12:11; Еф 4:7). Все множество даров дается одним Св. Д. (1 Кор 12:4). И когда в Откр 1:4; Откр 3:1; Откр 5:6 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (-> Число, II,7) Д. во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти» (Рим 8:2). Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу» (Рим 8:4). Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16). Ведомые Д. не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. свободой (2 Кор 3:17; Гал 5:18). Св. Д. желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6.13.22), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и след.), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26). Плоды Д. — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22.23; ср. Еф 5:9). Величайший плод среди них — любовь (1 Кор 13).

Христианин, «запечатленный» Св. Д. (-> Печать, II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. искупления (Рим 15:13; 2Кор 1:21 и след.; Еф 1:13 и след.);

4) Св. Д. является даром Божьим, к-рый дается только по Его милости (Деян 8:17-20). Необходимые условия для получения дара Св. Д. — это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38). Упомянутое здесь крещение («…и да крестится каждый из вас…») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф 5:18) и не «угашать духа» (1 Фес 5:19). Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12). -> Хула (III,4); -> Священное Писание (IV).

Дух опьянения 
— это дух безысходности и заблуждения, посланный Господом на Египет, его вельмож и мудрецов (Ис 19:11-14). С Д.О. можно сравнить также злого духа от Господа, к-рый досаждал Саулу (1 Цар 16:14-16; 1 Цар 18:10; 1 Цар 19:9), лживого духа, вошедшего во всех пророков Ахава (3 Цар 22:19-23), и духа усыпления, к-рый Господь навел на Свой неверный народ (Ис 29:10; Рим 11:8).

Добавить комментарий