Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Древесина 
-> Акация -> Дуб -> Кедр -> Кипарис.

Древний 
-> Старый.

Дровосек 
-> Нефинеи.

Дрожжи, 
горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопич. грибков, вызывающих брожение. У древних евреев Д. считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина. Сравнивая в Пс 74:9 Божий суд с чашей в руке Господа, псалмопевец говорит, что «даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли», к-рые в полной мере познают горечь суда. В то же время, на трапезе для «всех народов» будут поданы «самые чистые вина», т.е. вина без Д. (Ис 25:6), и, следовательно, будет царить не омраченная страданием радость. Пр. Иеремия говорит о моавитянах, а пр. Софония об иудеях, что они «сидят на дрожжах своих» (Иер 48:11; Соф 1:12), т.е. сделались нечестивыми, неспособными к нравств. очищению.

Дромадер 
-> Верблюд.

Друг царя 
Это словосочетание обозначает в ВЗ высокопоставленного чиновника при дворе, доверенное лицо и советника царя. Ахузаф, друг филистимского царя Авимелеха, стал свидетелем заключения союза между Авимелехом и Исааком (Быт 26:26). Позднее архитянин Хусий был Д.Ц. Давида (2 Цар 15:37; 2 Цар 16:16; 1 Пар 27:33), а Завуф, сын Нафана, — Д.Ц. Соломона (3 Цар 4:5); племянник Давида Ионадав был другом наследника престола Амнона (2 Цар 13:3). В 2 Цар 3:8; 3 Цар 16:11, где слово «друг» стоит во множ. числе, вероятно, речь идет о таких же приближенных царя; это подтверждает существование подобных должностей при дворе Саула и в израил. Северном царстве. Возм., что такие же должностные отношения связывали Иуду с Хирой одолламитянином (Быт 38:12.20). Друг кесаря -> Кесарь (II).

Дружба, друг: 

1) Д. знаменует самые тесные и теплые отношения между людьми (Быт 38:12; Втор 13:6; 1 Цар 30:26; 2 Цар 13:3 и т.д.). Истинные друзья познаются в беде (см. 1 Цар 20:19 и след.; 1 Цар 23:16 и след.; Сир 6:7 и след.). Скорбная песнь Давида, оплакивающего своего убитого друга Ионафана, принадлежит к числу наиб. волнующих и проникновенных произведений, посвященных истинной Д. (2 Цар 1:19 и след.). В Библии часто рассказывается о подобной Д. (2 Цар 15:37; Дан 3). Д. может связывать людей крепче, чем родств. отношения (ср. Притч 17:17; Притч 27:9). Д. укрепляется и особо ценится, если она зиждется на вере в живого Бога и если основой ее является Сам Господь (Сир 6:16 и след.; ср. Филипп и Нафанаил, Ин 1:45 и след.; Павел и Филимон, Флм 1:1 и др.). Вражда против Господа Иисуса Христа также может создать основу для Д., но эта Д. будет смертельной (Лк 23:12). Гарантией нерушимости Д. служит верность (Сир 27:17 и след.), а неверность и предательство губят ее (Пс 40:10; Иер 9:4 и след.; Мф 26:50);

2) Авраам и другие праведники (см. Исх 33:11; Иак 2:23) названы Божьими друзьями (Пс 126:2 — в Синод. пер. — «возлюбленному Своему»). Такая Д. исключает «дружбу с миром», к-рая «есть вражда против Бога» (Иак 4:4). Д. Бога и людей основана на служении Иисуса Христа, Который «положил душу за друзей своих» (Ин 15:13 и след.). Д. Бога обязывает человека верить Ему. «Аврам поверил Господу» (Быт 15:6) и поэтому стал Его другом;

3) в Ев. от Матфея слово «друг» (греч. гетайрос) трижды встречается в качестве обращения, но оно всегда наделено негативным, осуждающим звучанием (Мф 20:13; Мф 22:12; Мф 26:50).

Друзилла, 
младшая дочь царя Ирода Агриппы I (37-44 г. по Р.Х.), сестра Ирода Агриппы II. Красоте Д. завидовала ее старшая сестра Вереника. Обрученная в , Друзилла так и не вступила в брак со своим женихом, поскольку тот не захотел подвергнуться обрезанию. Она вышла замуж за царя сир. города Эмессы Азиза, к-рый исполнил необходимое условие. Позже Д. оставила его и стала женой рим. прокуратора Феликса (Деян 24:24).

Дуб 
Словом «Д.» в Синод. пер. Библии передано несколько различных евр. слов. Слово аллон, к-рым названо дерево Васана, обозначает собственно Д. (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2). В Ис 6:13 и в Ос 4:13 наряду со словом аллон употребляется слово эла, переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других — как «дуб». В Палестине произрастают след. разновидности Д.:

1) Д. хермесовый (Quercus coccifera), вечнозеленое дерево с густой листвой. Небольшие листья этого Д. обрамлены зубцами, желуди мелкие, с твердой скорлупой;

2) греч. Д. (Quercus aegilops), встречающийся преимущ. в Галилее, а также на вост. берегу Иордана. «Дубы Васанские» (Ис 2:13; Иез 27:6) были, по-видимому, именно этого вида. Листья у этих Д. крупнее, чем у хермесовых, весной они обновляются. Продолговатой формы съедобные желуди находят также применение при дублении кож;

3) к другим, менее распростр. разновидностям Д. относятся каменный Д. (Q. ilex), произрастающий, в частности, на горе Фавор, и чернильный Д. (Q. cerris). Только в горах Антиливана насчитывается еще восемь разновидностей Д., и среди них — распространенный в Европе скальный (сидячецветный) дуб (Q. sessiliflora);

4) -> Теревинф;

5) евр. слово эшэл, также переведен. в Синод. пер. как «дуб», означает тамариск (Tamarix) — дерево, имеющее мелкие листья в форме чешуек или иголок, тесно прижатых к ветвям. В Палестине растет несколько разновидностей тамариска. Самое крупное из этих деревьев, Tamarix arti-culata, достигает величины дуба. Встретить тамариск можно прежде всего в долинах с пересыхающими ручьями, в пустынях и степях (1 Цар 22:6; 1 Цар 31:13). В Библии Д. упоминается часто. Иногда у Д. были имена, от к-рых происходили названия местностей (Суд 9:6.37; 1 Цар 10:3). Под Д. иногда хоронили умерших (Быт 35:8) и приносили жертвы идолам (Ос 4:13). Из дубовой древесины изготовлялись статуи идолов (Ис 44:14 и след.). Д. служит воплощением величия и силы, к-рые, однако, ничего не значат перед Богом (Ис 2:12 и след.; Зах 11:2).

Дубрава 
В Быт 13:18 словом «дубрава» обозначены рощи с растущими в них теревинфами. Для жителей Ханаана они служили местом культовых поклонений и жертвоприношений. В таких рощах происходило служение идолам и в Израильском царстве (Иер 17:2; ср. 4 Цар 16:4; 4 Цар 17:10; Иер 2:20; Иез 6:13).

Дума 
(«тишина», «молчание»):

1) город в уделе Иуды (Ис Нав 15:52), совр. селение Эд-Доме, располож. прим. в 17 км юго-зап. Хеврона;

2) потомки Измаила (Быт 25:14; 1 Пар 1:30), араб. племя, жившее в погран. области между Сирийской и Аравийской пустынями. Возм., это был район оазиса Думат-эль-джендел (совр. Эль-Джауф) на северо-востоке Аравии;

3) согл. Ис 21:11, это, видимо, символич. обозначение Эдома (Сеир).

Дунуть, 
в Ин 20:22 в переносном смысле обозначает передачу Св. Духа (-> Дух, Святой Дух).

Добавить комментарий