Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор) 
(«палаточный лагерь в форме круга»), ханан. город (Ис Нав 11:2; Ис Нав 12:23) в уделе Манассии (Суд 1:27), в холмистой местности (евр. нафот, «холмы») на берегу моря юж. Кармила (Ис Нав 11:2). Д. — очень древний город. Около 1190 г. до Р.Х. он был завоеван одним из «народов моря». Когда вскоре после 1100 г. до Р.Х. в Д. пришел египтянин Унамон, во главе этого малого гос-ва стоял князь Бедер. Позднее область Д. стала одним из адм. округов в царстве Соломона (3 Цар 4:11). Монеты времен Помпея (64 г. до Р.Х.) напоминают о кровавом эллинист.-рим. периоде в истории города. Д. находился несколько сев. совр. деревни Эт-Тантура, в 23 км юж. Хайфы. Дж.Гарстэнг обнаружил здесь, в холме Хирбет-эль-Бурдж, культурные слои, относящиеся к бронзовому веку.

Дорога 

I. В -> Палестине, располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись нек-рые «поперечные» дороги, в напр. запад-восток:

1) за прибрежной дорогой, имеющей большое значение только сев. Акко, следовал главный сквозной путь из Месопотамии через Пальмиру, Дамаск, Хацор, Мегиддо и Газу в Египет. От Мегиддо в Беэр-Шеву проходила дорога по водоразделу западноиорданских гор через Сихем, Иерусалим, Хеврон и Кадес дальше в Египет (путь к Суру; Быт 16:7). Дорога через долину Иордана имела меньшее значение. По восточноиорданскому плоскогорью проходили две дороги. Западная, царская, дорога (Числ 20:17; Числ 21:22; вела из Дамаска через Есевон, Дивон, Кир-Херес, Петру к заливу Акаба. Другая проходила по краю сирийско-аравийской пустыни, через Равву и Маон, далее в Аравию;

2) важнейшие «поперечные» пути сообщения проходили от Акко через Галилею к озеру Кинерет; от Акко через Изреельскую равнину и Бефсан далее на Васан; от Яффы (Иоппии) через Сихем к броду через Иордан при Адаме (II) и далее на Галаад; от Яффы через Лод, затем либо через Вефиль, либо через Иерусалим в Иерихон и далее на Равву; от Аскелона через Геф и Хеврон в Енгедди и далее на юг — вдоль Мертвого моря до Аравы; от Газы через Беэр-Шеву и Акравимскую возвышенность на — Петру.

II. Состояние дорог, в основном, было плохим (ср. Ис 40:3 и след.; Ис 57:14; Ис 62:10; -> Города-убежища, I,2). Укрепл. и мощеные дороги стали известны только с перс., но в большей мере с рим. периода. Рим дороги были снабжены придорожными камнями, указывавшими расстояние в милях; вдоль цар. дороги они сохранились в значит. количестве вплоть до наст. времени.

III. В городах (-> Город) дороги (гор. улицы и переулки) были узкими и грязными (ср. Пс 17:43; Ис 10:6; Зах 9:3). Только в эллинистич. период, с увеличением площади городов, стали прокладывать прямые, широкие, обрамленные колоннадами дороги (-> Антиохия, II,4 -> Самария, II,4). Люди, занимавшиеся одним и тем же ремеслом или торговлей (см. 3 Цар 20:34; -> Самария, II,2), селились вместе на одной улице, к-рая получала соотв. название. Так, в Иерусалиме мы слышим об «улице хлебопеков» (Иер 37:21) и о «белильничьем поле» (Ис 7:3; Ис 36:2).

Дофаим 
-> Дофан (Дофаим).

Дофан (Дофаим), 
город на караванном пути из Дамаска в Египет (Быт 37:17). Д. стоял на возвышенности, окруженной равниной, на к-рой могло расположиться большое войско (4 Цар 6:13 и след.). В наст. время это холм Телль-Дотан в 15 км сев. Самарии.

Дофка 
(возм., от егип. мафкат, «бирюза»), одно из мест между пустыней Син и Рефидимом, где израильтяне располагались станом во время своего странствования по пустыне (Чис 33:12 и след.). Возм., ныне это егип. горнодобывающий центр Серабит-эль-Хадим; существует также мнение, что Д. находилась в долине Вади-Магара, сев.-зап. Сербала.

Добавить комментарий