Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дом из ливанского дерева, 
дом Соломона, построенный им возле храма в Иерусалиме; 45 колонн из ливанского кедра делали огромный зал дома похожим на лес. Позднее зал служил арсеналом (3 Цар 7:2; 3 Цар 10:17.21; 2 Пар 9:16.20; Ис 22:8).

Дом рабства 
Это выражение подразумевает Египет, где израильтяне занимались рабским трудом (Исх 13:3.14; Исх 20:2; Втор 5:6; Ис Нав 24:17; Суд 6:8; Иер 34:13; Мих 6:4). Оно употребляется только в связи с освобождением израил. народа, ставшим возможным благодаря спасит. промыслу Божьему.

Дом сокровищ 
-> Сокровищница, хранилище.

Дом, строительство дома 

I:

1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в -> шатрах (Числ 16:26; Суд 4:17; Иер 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Суд 6:2; Суд 15:8; 1 Цар 13:6);

2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2 Цар 17:18 — в Синод. пер. — «колодезь»). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2 Пар 9:11; 3 Цар 6:8), располагалась горница (Суд 3:23; 3 Цар 17:19; Дан 6:10; Деян 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета -> купание;

3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2 Цар 5:11; 3 Цар 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений — она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к к-рым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;

4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.

II:

1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис 9:10); при строит-ве храма использовали также мрамор (1 Пар 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3 Цар 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины — кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. — при строит-ве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3 Цар 10:27; Ис 9:10), из к-рой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, к-рый, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4 Цар 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. -> Известь служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Ис 33:12 — в Синод. пер. — «горящая известь») (Лев 14:42);

2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. — кольцом (Лк 12:36; Деян 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в к-рых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Втор 6:9, прикрепляли и
коробочки с полосками пергамента, на к-рых были начертаны стихи Втор 6:4-9; Втор 11:13-21 (-> Хранилище);

3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Лк 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидет-ва об имевшихся на окнах решетках (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4 Цар 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоил 2:9; ср. Иер 9:21), то их часто делали очень высоко (1 Цар 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Ис Нав 2:15; 2 Кор 11:32). Окна, описанные в 4 Цар 9:30; Иер 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с к-рых царь обращался к народу.

III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, к-рую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4 Цар 4:10 перечислены предметы мебели и утварь — кровать («постель»), стол, стул («седалище») и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в к-рой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3 Цар 17:12; Ин 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из -> слоновой кости (Ам 6:4; ср. 3 Цар 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притч 7:16).

IV:

1) Д. упоминаются и в законе о «язве проказы» (Лев 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался «покрытым проказой» и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;

2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в -> юбилейный год (Лев 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и -> пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, к-рые тоже считались наследств. собственностью.

V:

1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Быт 45:2; 1 Цар 3:14 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Деян 11:14; Деян 16:15; 2 Тим 1:16; 2 Тим 4:19) во главе с отцом как «домашним священником»;

2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении — это Его народ (Числ 12:7; Евр 3:2.5) и христ. Церковь (1 Тим 3:15; 1 Петр 4:17; Евр 3:3-6 и др.), к-рая названа также храмом Божьим (1 Кор 3:16; 1 Кор 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1 Кор 4:1); б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Быт 28:17.19; Пс 83:11; Мф 23:38; Мк 2:26), к-рое Иисус называет также Д. Своего Отца (Ин 2:16) и Д. молитвы (Мф 21:13; Мк 11:17); в) Д. Отца могут быть и небеса (Ин 14:2); Д. (жилище) на небесах (2 Кор 5:1) означает воскресшее тело. -> Строительство, строить.

VI. «Дом храбрых» — название здания в Иерусалиме (Неем 3:16; ср. 2 Цар 23:8 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. -> Дворец -> Крепость.

Дом торговли 
Очищение храма Иисусом и Его заповедь не превращать -> храм в дом торговли (Ин 2:16) были направлены против торговцев и менял, занимавшихся своим ремеслом во дворе язычников. Неиудеям, к-рые не могли заходить в храмовый комплекс дальше этого двора, торговая суета мешала молиться Богу.

Домашние, живущие в доме 

I. «Домашними» в Библии названы люди, проживающие в одном доме, независимо от степени родства. В Исх 3:22 это слово употреблено в отношении египтян, из чего можно заключить, что израильтяне жили в земле Гесем не вполне обособленно.

II:

1) в Иов 19:15 (МТ), напротив, проводится разграничение между челядью и домочадцами (в Синод. пер. — «пришлые в дому»). В Иер 20:6 под «живущими в доме Пасхора», вероятно, подразумеваются члены его семьи, в том же значении Иисус употребляет слово «домашние» (Мф 10:36; ср. Мих 7:6). В 1 Тим 5:8 христианину заповедано заботиться о своих Д., родственниках, иначе он отрекается от веры и становится «хуже неверного»;

2) в Мф 10:25 Господь называет Своими Д. учеников, а в Еф 2:19 ап. Павел говорит о верующих как о Д., т.е. членах семьи Божьей (в Синод. пер. — «свои Богу»).

Домостроитель 
-> Начальник дома, домостроитель.

Добавить комментарий