Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 5 «Д»

Дневных записей (памятная) книга 
Под книгой Д.З. царей мидийских и перс. (Есф 10:2) подразумеваются постоянно офиц. составлявшиеся историч. записи (анналы) (Езд 4:15; Есф 2:23; Есф 6:1).

Дно 
В переносном значении о морском Д. говорится как о месте, наиболее удаленном от земли, куда человек гипотетически мог бы спрятаться. Но даже и там он не мог бы скрыться от Бога (Ам 9:3; Иов 36:30).

Добро 
-> Благость, благо, добро.

Добродетель, добродетельный: 

1) ВЗ называет добродетельной Руфь. Этот эпитет она заслужила своим образом жизни, верностью свекрови, народу и Богу Израиля (Руф 3:11);

2) Д. человека — это его мысли и поступки, вырастающие из веры (2 Петр 1:5) и соотв. ей, т.е. праведные, честные, справедливые и чистые дела, любезные речи (Флп 4:8). Как и все человеч. свойства, Д. основана не на собств. силах человека, а на получ. от Бога дарованиях (2 Кор 3:5 и след.). В т.наз. перечнях Д. (Гал 5:22.23; Еф 4:1-3; Кол 3:12-14) эти Д. характеризуются как плоды Духа, распределяемые Самим Богом.

Добыча 
Как правило, воен. Д. принадлежала Господу (-> Заклятие). Но если народ Израиля добывал трофеи, к-рыми он мог распоряжаться сам, как, напр., после победы над мадианитянами (Чис 31:26 и след.), то эта Д. распределялась по определ. схеме. Половину Д., после того как 1/500 ее часть отдавалась священникам для возношения Господу, получали воины, другая половина, после выделения 1/50 части левитам, предназначалась остальному народу. Давид же воен. Д. делил поровну между воинами и обозной командой (1 Цар 30:24 и след.; см. также Ис Нав 22:8). Часть Д. Давид отсылал в разные города, вероятно, чтобы обрести благосклонность их жителей (1 Цар 30:26 и след.). Ликование по поводу победы обычно было связано также и с радостью от добытых трофеев (Ис 9:3). Как правило, Д. отбирается силой (2 Пар 14:13; 2 Пар 20:25), но на войне или в особых случаях Д. может быть взята по воле Господа (ср. Исх 3:22; Ис Нав 8:27). Ахан, присвоивший себе Д. вопреки Божьему повелению, был наказан смертью (Ис Нав 7:1).

Додава 
(евр. Додаваху, «возлюбленный Господом»), отец пр. Елиезера из Мареши в уделе Иуды (2 Пар 20:37).

Додай 
(«возлюбленный (Господом)»), ахохиянин, начальник цар. стражи для второго месяца во времена Давида (1 Пар 27:4). Вероятно, то же лицо, что и ахохиянин -> Додо (2), отец одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:9; 1 Пар 11:12).

Доданим 
(в евр. языке это ф-ма мн.ч. от «доданы»), потомки Иавана (Быт 10:4; 1 Пар 1:7). Согл. нек-рым текстам (Септуагинта, самарянское Пятикнижие), речь идет о жителях Родоса.

Додо 
(«возлюбленный им»):

1) потомок Иссахара, отец Фуи и дед судьи Фолы (Суд 10:1);

2) сын Ахохи и отец Елеазара, одного из трех храбрых у Давида (2 Цар 23:9). Возм., то же лицо, что и -> Додай (1 Пар 27:4);

3) отец Елханана из Вифлеема, принадлежавшего к числу храбрых у Давида (2 Цар 23:24; 1 Пар 11:26).

Дождь 

I. Продолжающееся в Палестине пять месяцев засушливое лето сменяется периодом Д. (-> Календарь):

1) с середины мая до второй половины октября Д. не выпадают даже на побережье (см. Притч 26:1; 1 Цар 12:17 и след.). Но зап. ветер приносит на равнину и на склоны гор влагу (Быт 27:28; Втор 33:28; Суд 6:38; Иов 29:19; Зах 8:12). В пустыне Негев осадки выпадают в виде росы, причем здесь она особенно обильна из-за резких колебаний дневной и ночной температуры;

2):

а) период Д. начинается обычно в октябре, вскоре после -> праздника Кущей, причем в холмистой местности — несколько позднее, чем на побережье. Эти ранние Д. (евр. йорэ (Втор 11:14; Иер 5:24; Иоил 2:23; Иак 5:7)) предшествуют пахоте и севу, орошая иссохшую от летней жары почву. Но если Д. задерживаются (до ноября и даже до начала января), а ветер гонит над землей только «тучи без дождя» (Притч 25:14; Иуд 1:12), или если за первыми Д. наступает продолжит. сухой период, то урожай оказывается под угрозой;

б) после ранних Д. наступает время, когда регулярно дуют благодатные для земледелия зап. ветры, приносящие с собой Д. В первые два-три дня продолжит. Д. сменяются кратковрем., и после этого прим. четыре дня стоит сухая солнечная погода — до след. Д. Эти Д. обычно внезапны и интенсивны (3 Цар 18:45; Езд 10:9.13; Иез 13:13.14; Мф 7:25.27). -> Снег выпадает только в конце декабря, во второй половине периода Д.; в) в марте-апреле, когда становится теплее, выпадают поздние Д. (евр. малкош). Влага позволяет налиться колосьям и обеспечивает хороший урожай (Втор 11:14; Иов 29:23; Притч 16:15; Иер 3:3; Иер 5:24; Ос 6:3; Иоил 2:23; Зах 10:1).

II. Больше всего осадков выпадает в сев. и зап. частях Палестины. По мере продвижения на юг и удаления от моря на восток их количество снижается. Однако с увеличением высоты осадков выпадает больше. В особо благоприятном положении, т.о., оказываются тер. на востоке Палестины — от -> Васана и -> Галаада до -> Аврана, а на юге — Эдома. Д. проливаются над низменными областями Нижней Галилеи, Изреельской равниной и над пустыней Негев, в то время как в остальных областях, прилегающих к вост. берегу Иордана и отделенных от Средиземного моря горами Иуды, Ефрема, Верхней Галилеи и особенно горными хребтами Ливана и Антиливана, осадки крайне редки. Заметно уменьшается количество влаги на вост. склонах гор; это прежде всего относится к горам на зап. берегу Иордана, а также к вост. части Негева и к Араве. Количество осадков определяет границы между пашнями и пастбищами, а также между степями и пустыней. При этом к пустыням относятся не те области, где никогда не бывает Д. или их недостаточно для сельскохоз. использования земель, а те, в к-рых Д. идут нерегулярно.

III. Если засуха приходится всегда на одно и то же время, то период Д., от к-рых зависит урожай, может преподносить любые неожиданности. Урожай зависит не только от общего количества осадков, но и от равномерного выпадания Д. в зимние месяцы. Если наступление ранних или поздних Д. задерживается или Д. не идут вовсе, это может стать причиной неурожая и, как следствие, голода; только обильные и равномерные Д. способны обеспечить изобилие и плодородие (Пс 64:10-14). В этом израильтянин всегда видел свою зависимость от Господа, Который один только может послать Д. (Иер 14:22; Пс 146:8). Д. — это Божье благословение (Иез 34:26 и след.; ср. Мал 3:10), а также символ Его духовных даров (Ис 55:10 и след.; Ос 6:3; Ос 10:12), в то время как засуха означает Его суд (Втор 11:17; Втор 28:23 и след.; Агг 1:10 и след.).

Доик 
(евр. Доэг, возм., «боязливо», «робко»), идумеянин, начальник пастухов Саула. Он находился в Номве, в святилище, когда священник Авимелех дал Давиду, скрывавшемуся от Саула, свящ. хлеб и меч (1 Цар 21:7). Д. донес об этом Саулу (1 Цар 22:9 и след.), добавив, что Авимелех вопрошал о Давиде Господа. Саул призвал священников из Номвы и, допросив, приказал своим телохранителям убить их. Когда же телохранители отказались, поручил это дело Д., к-рый затем уничтожил и Номву. Спасся лишь Авиафар, бежавший к Давиду (1 Цар 22:6-23).

Долг 
Понятие «Д.» встречается в Библии, в Рим 4:4, как перевод греч. слова офейлема («должное», «то, что полагается к.-л.»). Д. и обязанности сотворенного и спасенного Богом человека -> Ответ (II) -> Благодарность -> Послушание -> Закон -> Любовь.

Долг, должник: 

1) Д. в юридич. значении называется невыполнение обязат-ва, невозвращение занятой вещи или денежной суммы, возникшая задолженность по платежам и т.п. Человек, обяз. вернуть Д., является должником (Лк 7:41; Мф 6:12). Обычно считается справедливым погашать Д. Если погашения Д. не происходит или он погашается несвоеврем., кредитору (заимодавцу) приходится прибегать к мерам принуждения. Во времена Иисуса крайней мерой против неисправного должника было заточение в темницу (Мф 5:25.26; Мф 18:34). Чем выше сумма долга, тем сложнее было положение должника (Мф 18:24 и след.). Но еще ВЗ выступает против ростовщич. эксплуатации и угнетения попавших в нужду, задолжавших соотечественников (Неем 5:1-8; Иез 18:7.8; -> Залог). Заимодавец может простить должнику всю сумму Д. или ее часть, руководствуясь великодушием (Лк 7:42 и след.) или расчетом (Лк 16:4 и след.). Неразумно становиться поручителем за чужие Д. (Притч 22:26). Но Павел был готов полностью принять на себя ответственность за Д. Онисима, с к-рым он подружился, или за причин. им ущерб (Флм 1:18 и след.);

2) говоря о том, что должен человек, Библия имеет в виду не только денежные Д. Иисус употребляет выражение «что должны были сделать» в его самом общем смысле (Лк 17:10). Павел, говоря о Д. верующих, подразумевает и такие обязанности, как уплата налогов и податей, а также правильное поведение по отношению к властям (Рим 13:7). В 1 Кор 7:3 подчеркивается, что Д. мужа оказывать жене «должное благорасположение» в браке. Д. и обязанность людей по отношению друг к другу состоит в любви к ближнему (Мф 22:39; Рим 13:8 и след.).

Долготерпение 
-> Терпение, терпеливый.

Добавить комментарий