Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вер-Вери

Вера 

ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. — это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, — нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их … столько будет у тебя потомков» (Быт 15:5). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»;

2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв — это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона — доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. -> Аминь) — «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность (евр. эмет, произв. от аман) (Пс 145:6), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» (Пс 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. — это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость.

Верить — значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке — именно в этом заключается В., основа к-рой — упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога — значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. — это не простое признание существования некоей объективной реальности — наряду с познанием Бога В. предполагает и определ. образ жизни, к-рый подразумевает повиновение Господу (Числ 32:12), преданность Ему «вполне» (3 Цар 8:61), «всем сердцем, всей душой» (Втор 6:5). В. — это отношение к Богу, определяющее все человеч. поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить — это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16-19; Евр 4:2). В этот грех израил. народ впадал неоднократно;

4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18-21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5; Пс 118:140.162 и др.);

5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. «Повстречать Бога» — значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы — даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: «Если вы не верите, то не устоите» (Ис 7:9 — в пер. М.Лютера);

6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, «поверив» Господу, обетовавшему ему многочисл. потомство, проникся надеждой. Надежда — это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, к-рое Им обещано. Эта В. была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (Ис 8:17).

Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. словами: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис 40:31). Одноврем. с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, к-рый будет славным. Тогда закончатся все страдания. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис 12:1.2). Душа верующего уже «здесь и теперь» ликует в ожидании этого дня, на наступление к-рого она уповает (Ис 25:9; Ис 26:8; Иер 29:10; Иер 31:16.17; Мих 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, — это радостная весть, основ. на верности Бога (Ис 40:27-31).

ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк):

а) понимание В. евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. — это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9:24). Такая В. возносится к Богу через молитву (Лк 18:1), и возможности ее безграничны: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22; Мк 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10; Мф 9:2.22; Мф 15:28; Мк 2:5; Мк 5:34; Лк 7:9). Такая В. способна двигать горами (Мф 17:20; Мф 21:21; Мк 11:22; о В. и молитве -> Молитва (II,2), особенно п. «в»), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31.32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26; Мф 14:31; Мк 4:40; Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке (Мф 6:30);

б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В. не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к «духовенству» Израиля с вопросом: «Почему же вы не поверили ему?» (Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди) (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11) или к сомнению (Лк 1:20; Лк 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1:15);

2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА:

а) в Ев. от Иоанна с наиб. силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, — это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11.23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42; Ин 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22; Ин 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26.27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46.47). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса — на Бога Отца. «Верить Писанию» (Ин 2:22; Ин 5:47) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидет-вует (Ин 5:24.39; Ин 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидет-ва, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете…» (Ин 5:38.39). Т.о., выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, — это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла;

б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» (Ин 3:18), тот «перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36; Ин 5:24.25; Ин 6:47; Ин 20:31).

Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. — это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к к-рому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» (Ин 6:40). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», — говорит Иисус (Ин 12:46). «Неверующий уже осужден» (Ин 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24); в) В. как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин 8:31). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36; Ин 15:4-7). Кр. того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса — «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1). Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1), движущая сила этого служения — любовь; г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи — согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19.20.30; Ин 6:38; Ин 8:26.38.40). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37.44.65); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием — лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. — это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда — ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение;

3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его — гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, — «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» (Деян 5:31), «соделал Его Господом и Христом» (Деян 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления «ради нас». Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею — значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14; Деян 8:37; Деян 11:17; Деян 13:38; Деян 16:31). Верить в Него — значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11; Деян 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16:5 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею (Деян 6:5; Деян 11:24) — такова цель каждого христианина;

4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:

а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. для Павла — это В. в Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10:16 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа (Гал 2:16). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета: Евангелие есть «сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает В. в том деянии, к-рое Бог совершил во Христе;

б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения — она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был «мертвым по преступлениям и грехам своим» (Еф 2:1). Его «члены» становятся «орудиями праведности», тогда как раньше они были «орудиями неправды» (Рим 6:13). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3:17); если раньше он жил для себя, то теперь — для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1 Кор 10:12). «Иметь веру» (Рим 14:22; Флм 1:5), «стоять в вере» (1 Кор 16:13; 2 Кор 1:24 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), «стоять в Господе» (1 Фес 3:8), «стоять в благодати» (Рим 5:2), «утвердиться в Евангелии» (1 Кор 15:1) — все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим — значит жить, сознательно «покоряясь вере» (Рим 1:5; Рим 14:25). Поэтому Павел говорит о «возрастании» В. (2 Кор 10:15; 2 Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19; Рим 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23; Кол 2:5.7). Целью же увещевания каждого верующего является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1:5);

в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидет-вом того, что Он — Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1 Кор 15:55), что Он — Господь над всеми силами «небесными, земными и преисподними» (Флп 2:10). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1 Фес 4:14). Соединенные со Христом «подобием смерти Его», будут соединены с Ним и «подобием воскресения» (Рим 6:5.8; 1 Кор 15:12; 2 Кор 4:14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок — в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18-23).

На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;

г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5; Рим 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9.20; Рим 4:15; Гал 2:21; Гал 3:2.10.19.24), а единственно через В. (Рим 3:22.28), рождающуюся «от слышания слова Божиего» (Рим 10:17). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. к-рому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2 Тим 4:7). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б);

5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в к-ром нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания:

а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель;

б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:12);

в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает (Евр 11); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.;

6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоят-во, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования (Деян 15:1; Деян 21:18; Гал 1:19; Гал 2:9). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря к-рым В. достигнет совершенства и без к-рых она останется мертва (Иак 2:22.26; Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15.16), по мнению Павла, отрекся от В. (1 Тим 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал 5:6; ср. Иак 2:13), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим 2:11; Гал 3:28). Иаков опровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание (Иак 2:14-26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1).

Верба 
-> Ива, верба.

Верблюд 

1) евр. слово гамал означает одногорбого верблюда, или дромедара (дромадера) (Camelus dromedarius). Его родина — Аравия, но уже ок. 3000 г. до Р.Х. В. встречался в Египте и, как свидет-вуют археол. находки, в относительно ранний период был известен в Палестине и на юге Арама (Сирии). Упоминания о В. в Библии связаны с Египтом (Быт 12:16; Исх 9:3), Арамом (Быт 30:43), но гл. образом с арабскими племенами (Быт 37:25; Суд 7:12; 1 Цар 15:3; 1 Цар 30:17; 1 Пар 5:21); в 1 Пар 27:30 говорится, что во времена Давида за цар. табунами В. присматривал араб. В битве при Каркаре (853 г. до Р.Х.) на стороне противников Салманасара III участвовала тысяча всадников на верблюдах.

Различают вьючных В. (3 Цар 10:2) и В. для верховой езды (Ис 66:20). Последние стройны и быстроходны — могут передвигаться со скоростью до 12-15 км в час, проходя в день до 200 км. Вьючные дромедары (3 Цар 10:2) в среднем преодолевают 4,8 км в час, но могут двигаться без остановки в течение 12 часов.

Быстроходность, выносливость и неприхотливость в пище (В. едят самые грубые корма — колючий кустарник, репейник, корни растений), а главное — способность длит. время (до двух недель) обходиться без воды, делают этих животных незаменимыми в условиях пустыни. В. обладают своенравным характером, который особенно проявляется в период спаривания (Иер 2:23). Верблюжья шерсть шла на изготовление грубой одежды (см. Мф 3:4), из верблюжьего молока получали масло и сыр (см. Быт 32:15), а мясо употребляли в пищу, есть к-рую израильтянам, правда, было запрещено (Лев 11:4); верблюжий навоз использовали в качестве топлива. Для верховой езды В. седлали (Быт 31:34), а сбрую нередко богато украшали (Суд 8:21.26);

2) двугорбые В. (Camelus bactrianus), родиной к-рых была Центральная Азия, в Библии не упоминаются, но во времена израил. царей они, вероятно, уже были известны. Изображение двугорбого В. было обнаружено на обелиске, воздвигнутом Салманасаром III;

3) по поводу текста Мф 19:24 -> Игольные уши; метафорич. образ в Мф 23:24 понятен без пояснений.

Вереника 
(«победоносная»), старшая дочь царя Ирода Агриппы I (41-44 гг.) и сестра Друзиллы, славившаяся красотой. Она вышла замуж за своего дядю Ирода, правителя Халкиды, умершего в 48 г. Оставшись в 20 лет вдовой, В. поселилась у своего брата Ирода Агриппы II, ставшего преемником ее мужа. Отношения брата и сестры служили поводом для серьезных подозрений, и Вереника была вынуждена выйти замуж за царя Киликии Полемона, но после непродолжит. брака вновь вернулась к брату. В. сопровождала неженатого Ирода Агриппу II даже во время офиц. церемоний. Вдвоем они приветствовали рим. прокуратора Феста при его вступлении в должность и слушали защит. речь Павла (Деян 25:13.23; Деян 26:30). Позднее В. вступила в связь с будущим имп. Титом, подавившим восстание евреев в Палестине. Но ее надеждам стать императрицей через брак с Титом не суждено было сбыться.

Веретено 
-> Ремесло (II).

Верехия 
-> Берехия.

Верзеллий 
(евр. Барзиллай, «железный»):

1) богатый галаадитянин из Роглима, к-рый в Маханаиме снабдил всем необходимым Давида и его людей, спасавшихся от Авессалома (2 Цар 17:27-29). После победы Давида 80-летний В. сопровождал царя за Иордан, и тот предложил ему идти вместе с ним и провести остаток дней без забот при дворе. В. отклонил приглашение царя, ссылаясь на свой преклонный возраст и утверждая, что придворная жизнь не для него; но он все же воспользовался цар. милостью для своего сына Кимгама (2 Цар 19:32-41). Перед смертью Давид поручил Соломону заботиться о сыновьях В. (3 Цар 2:7);

2) священник, зять В. галаадитянина, взявший имя тестя. Его сыновья после возвращения из плена не смогли доказать свое происхождение и были исключены из священства (Езд 2:61; Неем 7:63);

3) мехолитянин, сын к-рого Адриэль был женат на дочери Саула Мерове (2 Цар 21:8).

Верия: 

1) город в Македонии, у подножья горы Олимп, к-рый Павел посетил во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 17:10). В отличие от фессалоникийцев, среди к-рых преобладали предприимчивые торговцы, жители В., простые мастеровые и крестьяне, вдумчиво изучали Свящ. Писание, пытаясь убедиться, что свидет-ва Павла об Иисусе соответствуют истине. Один из жителей В., Сосипатр, сопровождал ап. Павла до Асии (Деян 20:4). Совр. город В. расположен прим. в 80 км зап. Салоник, в 41 км от Эгейского моря;

2) -> Бриа.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий