Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вд-Вел

Вдова 
I. В. и -> сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исх 22:21; Втор 24:17; Втор 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Втор 16:11.14), их долю в десятине каждого третьего года (Втор 14:29; Втор 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Втор 24:19-21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исх 22:22; Втор 10:18).

Господь — Отец сирот и судья В. (Пс 67:6; Пс 145:9; Притч 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Ис 1:17; Иер 7:6; Иер 22:3; Зах 7:10; ср. Иез 22:7; Мал 3:5). В. носили особую одежду (Быт 38:14.19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (-> Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Лев 22:13). Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Лев 21:14; Иез 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руф 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (Лк 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Числ 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, к-рая, вероятно, рано овдовела (3 Цар 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруи, имя же их отца в Библии не названо (2 Цар 2:18.32). Хирам был сыном некоей израил. В., к-рая вышла замуж за тирянина (3 Цар 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3 Цар 17:8; Лк 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (Лк 18:1-8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (Мк 12:41-44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (Мк 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (Лк 7:11-17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деян 9:39.41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или -> служителей (IV) (Деян 6:1). Забота о В. и сиротах — это «чистое и непорочное благочестие пред Богом» (Иак 1:27). Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1 Кор 7:39). Повидимому, это его пожелание превратили в догму (1 Тим 5:11-13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, к-рые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у к-рых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1 Тим 5:4.8.16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в к-ром она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деят-сти В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (Тит 2:3-5).

Веалия 
(евр. Беалья, «Яхве-Ваал/Владыка»), вениамитянин, в числе других пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:5).

Ведро
-> Кувшин, ведро, водонос.

Веелиада 
(евр. Беэльяда, «Ваал/Господь узнал, знает»), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1 Пар 14:7). Его также называют Елидав (Елиада), «Бог знает» (2 Цар 5:16; 1 Пар 3:8). Возм., вначале израильтяне называли Яхве Ваалом (= Господин; -> Веалия), и впоследствии, с распространением языч. идолопоклонства, это привело к изменению нек-рых имен (ср. имена, претерпевшие обратные изменения: Ишбошет (Иевосфей), Мефибошет (Мемфивосфей). Согл. Ос 2:18, нек-рые элементы культа Ваала проникли и в почитание Яхве, но это смешение, по словам пророка, должно было прекратиться с возрождением Израиля Богом. Возм., что сын Давида еще при жизни имел два имени.

Веельзевул: 

1) в НЗ В. — это глава злых духов (Мф 12:24.27; Мк 3:22; Лк 11:18). Враги Иисуса говорили, что Он имеет в Себе В. (Мк 3:22), а фарисеи и книжники утверждали, что Он «изгоняет бесов силой бесовского князя» (Мф 12:24.27; Мк 3:22; Лк 11:15). В ответ Иисус указывал, что В. — это сам сатана, демонстрируя тем самым всю несостоятельность подобных обвинений (Мф 12:26; Мк 3:23.26; Лк 11:18; эти утверждения Иисуса предполагают существование единого царства демонов; подобные идеи можно встретить и в Кумранских рукописях). В семитских языках слово «В.», вероятно, означало «хозяин дома»; если это так, то Мф 10:25 можно толковать двояко;

2) имя В. трактуется неоднозначно: нек-рые ученые, вслед за Иеронимом, отождествляют В. с филистимским божеством (Ваал — «господин мух», см. 4 Цар 1:3) из Аккарона. Имя Баал-Зевув, упомянутое в 4 Цар 1:3 (МТ), вероятнее всего, является насмешливым прозвищем аккаронского божества баал-зевула («князя Ваала»), у к-рого искал совета смертельно больной царь Израиля Охозия (4 Цар 1:1-6.16). Другие считают, что имя В. означает «господин небесного жилища». Вольц идентифицирует Зевула с дьяволом, в доказат-во чего приводит имя Забулюс, к-рым назван сатана в апокрифич. книге «Успение Моисея» (10:1). Учитывая, что в сочинениях раввинов слово завал («удобрять», «унавоживать») употребляется для обозначения идолопоклонства, можно предположить, что имя В. означает «бог нечистот, навоза».

Везек
(«разрыв», «молния»):

1) город в горах средней Палестины (1 Цар 11:8). В наст. время — г. Хирбет-Ибзик, в 5 км сев.-вост. Тевеца. В. располагался у впадения Иависа в Иордан; из него Саул отправился в поход против Иависа Галаадского;

2) город (Суд 1:4), вошедший в удел колена Иуды. Возм., совр. Хирбет-Бузка, располож. в 6 км сев.-вост. Гезера.

Век 
-> Вечность.

Велиар или Велиал 
(«ужасный», «подлый»), имя, употребляемое в НЗ для обозначения сатаны (2 Кор 6:15). В ВЗ встречается выражение «сыны Велиала», к-рое относится ко всем нечестивым и злым людям (Втор 13:13; 1 Цар 25:25; 1 Цар 30:22; 2 Цар 23:6; 2 Пар 13:7; 1 Цар 1:16 — МТ: дочь Велиала). В Синод. пер. выражение «сыны Велиала» передается соотв. как «нечестивые люди», «злой человек», «негодные из людей», «нечестивые», «люди развращенные», а «дочь Велиала» — как «негодная женщина». В 2 Цар 22:5 слово «В.» связано со словом «смерть»: «потоки Велиала» (МТ) = «потоки беззакония» (Синод. пер.).

Величие 
Слово «В.» в Библии имеет значения: «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (Втор 5:24; Иов 13:11; 1 Пар 29:11; Евр 1:3; Евр 8:1; Иуд 1:25); этим словом переданы разные др.-евр. и греч. слова. В. может относиться и к языч. божеству, а также характеризовать триумф царя (Есф 1:4).

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий