Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вал-Вам

Вал 
-> Крепость.

Вала, 
город в уделе колена Симеона (Ис Нав 19:3), возм., тождествен -> Билге.

Валаам 
(евр. Билеам, «господин народа», «губитель народа»), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Числ 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Ис Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Числ 22:6). В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз.

Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более «знаменитых» посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему. Однако В. прельстился обещанными дарами (2 Петр 2:15; Иуд 1:11), чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Числ 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (2 Петр 2:16). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» (Числ 22:31). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Числ 23:7-10.18-24; Числ 24:3-9.15-24). Господь использовал В. в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Числ 24:1). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Числ 31:16), и самому Валаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Числ 25). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Числ 31:7; Ис Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Числ 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Числ 23:10). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.

Валак 
(евр. Балак, «он опустошил»), сын Сепфора, царь моавитян во времена странствования израил. народа по пустыне. Устрашась побед народа Божьего, он призвал прорицателя Валаама проклясть евреев. Но Бог воспрепятствовал этому, обратив проклятия Валаама в благословения. Позже В., следуя совету Валаама, попытался склонить израильтян к идолопоклонству и разврату, и это ему отчасти удалось (Числ 22:3 — Числ 25:5; Откр 2:14).

Валла 
(евр. Билха, возм., «боязливость»), служанка Рахили, подаренная ей Лаваном (Быт 29:29). Страдавшая бесплодием Рахиль отдала В. в наложницы Иакову, чтобы та «родила на колени ее». Сыновья В. Дaн и Неффалим считались поэтому детьми Рахили (Быт 30:1-8). Позже Рувим за прелюбодеяние с В. (Быт 35:22) был лишен (почетного) права первородства (Быт 49:4).

Валоф 
-> Ваалоф.

Валтасар: 

1) (евр. Белшаццар, от нововавил. «да хранит (Бог) Бел царя»). Согл. вавил. документальным источникам, В. был старшим сыном и соправителем последнего властителя Нововавилонского царства Набонида (556-539 гг. до Р.Х.). Его матерью была дочь Навуходоносора. Набонид, отправившись в третий год своего правления на завоевание оазиса Тейма в Аравии, передал в руки В., «сына царя», управление страной и командование войсками на севере царства. В. продолжал править вплоть до самого падения Вавилона, т.к. Набонид надолго задержался в Тейме, занимаясь переустройством города. Известно, что во время своего правления В. делал значит. дары вавил. храму. Это подтверждается и теми местами в Библии, где упоминается имя царя (Дан 5:1; Дан 7:1; Дан 8:1). В. в качестве соправителя Набонида (ср. Дан 5:29) стал последним вавил. царем. То обстоят-во, что Навуходоносор называется отцом В., полностью соответствует (независимо от степени их фактич. родства) принятой в то время при дворе форме выражения отношений между правителем, находящимся в наст. время у власти, и его предшественниками. События, приведшие к смерти В., непосредственно связаны с захватом Вавилона в 539 г. до Р.Х. персами под предводительством Гобрия, одного из военачальников -> Кира;

2) (евр. Белтешаццар, от нововавил. «да хранит (Бог Бел) его жизнь»). Имя, данное начальником евнухов Навуходоносора -> Даниилу (Дан 1:7).

Вамоф-Ваал 
(«возвышенности Господина/Ваала»), местность сев. Арнона, где останавливались израильтяне во время странствования по пустыне (Числ 21:19). На этих высотах возле Медевы совершал жертвоприношения Валак (Числ 22:41). В.-В. был вместе с городами Дивон, Есевон и Беф-Ваал-Меон передан колену Рувима (Ис Нав 13:17). В надписи на -> «камне Меши» В.-В. называется Бет-Бамотом. Предположит. он находился прим. в 5 км юж. горы Нево.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий