Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вы

Выбирать 
-> Избрание, избранность, избирать (выбирать).

Выздоровление 
-> Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление.

Выкуп 
Греч. слово лютрон («выкуп») передает значение трех евр. слов:

1) кофер = «компенсация за причиненный ущерб» (Исх 21:30; Исх 30:12; Числ 35:31.32; Притч 6:35);

2) геулла = «плата за освобождение раба» (Лев 25:51.52);

3) пидйон = «выкуп за погубленную жизнь» (Исх 21:30; Числ 3:49). Бесценный В., заплаченный за освобождение людей от клятвы Закона (Гал 3:13), от греха, смерти и дьявола, — это кровь Иисуса Христа (1 Петр 1:18.19; 1 Ин 1:7), т.е. принесенная Им в жертву собств. жизнь (Мф 20:28; Мк 10:45).

Выкупать 
(евр. пада, гаал; греч. люо, лютроомай):

1) ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

а) Господь вывел евреев из Египта, получив за это право на всех первенцев народа (Исх 13:11). Заменой первенцев стало колено Левия (Числ 3:40), к-рое целиком посвятило себя служению Богу. За 273 первенца (лишних по сравнению с числом левитов) следовало заплатить -> выкуп; позже был установлен выкуп за всех первенцев мужского пола (Исх 13:12.15);

б) при определ. обстоят-вах разрешалось выкупать также -> десятину (Лев 27:31) или посвящ. Господу предметы, т.е. заменять их денежными подношениями; в) если обедневший израильтянин продавал свое имущество или себя самого в рабство, то его ближайший родственник, искупитель (евр. гоэл) (-> Наследование, I,3), должен был вступиться за него и выкупить проданное имущество или его самого (Лев 25:24-34.47-55). Кр. того, в подобной ситуации могло иметь место обязат-во вступить в левиратный брак (Руфь 4; -> Брак, III,3);

2) МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Бог Сам выкупает израильтян у того, кому они проданы за свои грехи (Ис 52:3; ср. Ис 50:1). Бог любит человека сильнее, чем кровные родственники, Он выкупает его не по закону кровного родства, а добровольно. Т.о. Он становится Искупителем (-> Искупление).

Выкупать (покупать) 
Употребление этого слова в Библии определяется его двойным значением: «выкупить ч.-л. или к.-л. у другого» и «купить ч.-л. или к.-л. для себя». Лия покупает у Рахили на одну ночь Иакова за мандрагоры своего сына (Быт 30:14-16). В НЗ Христос ценой Своей крови «выкупает» грешных людей из власти сатаны (1 Кор 6:20; 2 Петр 2:1; Откр 5:9; Откр 14:3). Человек, выкупленный Христом, становится рабом Божьим и не должен более отдавать себя в рабство людям (1 Кор 7:23; ср. Гал 5:1). -> Искупление.

Вырвать 
-> Глаз -> Отсекать.

Высокий, превознесенный 
Определение «высокий» в конечном итоге относится только к всемогущему и превознесенному Богу: «Имя Его единого превознесенно» (Пс 148:13), «Высок Господь, живущий в вышних» (Ис 33:5). Пр. Исаия осознает это во время своего призвания Богом, когда видит превознесенного Господа, сидящего на высоком престоле (Ис 6:1). Далее Исаия восклицает: «Напоминайте, ибо высоко (МТ; в Синод. пер. — «велико») имя Его» (Ис 12:4). Людям присущи высокомерие и заносчивость, но при наступлении конца времен «один Господь будет высок» (Ис 2:11), «ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное». Высокомерный человек мнит себя существом, подобным Богу, и в этой мании величия терпит крах. Тот же, кто почитает святое имя Бога, оставаясь в предначерт. человеку рамках, живет пред милостивыми очами Господа, «Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю, из праха поднимает бедного…» (Пс 112:5; ср. Пс 101:20; 138:6). -> Святость.

Высота 
(евр. бамот, ед.ч. бама).
I. Языч. капище хананеев (Числ 33:52) или моавитян (Числ 21:28; Числ 22:41; Иер 48:35). Израильтянам было приказано истреблять В., а язычникам разрешалось приносить жертвы только на том месте, «какое изберет Господь, Бог» (Втор 12:2-7.11-14.17.26-30).

Тем не менее Библия говорит о продолжавшемся служении на В., к-рое не подвергалось осуждению. Чаще всего это происходило в период между разрушением святилица в Силоме (Пс 77:60; Иер 7:12.14; ср. 1 Цар 4) и сооружением храма Соломона. Так, Самуил на В. приносил жертвы и совершал жертв. трапезу (1 Цар 9:12-14.19.25); народ также приносил жертвы Господу на В. (3 Цар 3:2). При Давиде и Соломоне ежедневные жертвы и жертвы по особым случаям приносились на одной из В. в Гаваоне (3 Цар 3:4; 1 Пар 16:39), где в то время стояла -> скиния с главным жертвенником (1 Пар 21:29). Вплоть до периода вавил. плена В. часто становились местом идолопоклонства (4 Цар 21:2) (-> Идол, идолослужение), а также местом неупорядоченного, своевольного почитания Господа (2 Пар 33:17; -> Изображение). Одновременно идолослужение и поклонение изображениям Бога на В. особеннно часто происходило в Северном царстве (4 Цар 23:15).

II. Иеровоам I учредил в Израильском царстве В. для поклонения Господу (3 Цар 12:26-32), просуществовавшие до завоевания страны ассирийцами. В Иудейском царстве сооружение В. в честь чуждых божеств начали Соломон (3 Цар 11:7) и Ровоам (3 Цар 14:23). Процесс их уничтожения при царях Асе (2 Пар 14:5), Иосафате (2 Пар 17:6) и Езекии (4 Цар 18:4.22) не получил своего завершения, поскольку Иорам (2 Пар 21:11), Ахаз (2 Пар 28:25) и Манассия (4 Цар 21:3) восстанавливали В. Реформы Иосии (4 Цар 23:4-20), охватившие и тер. прежнего Северного царства, также не смогли искоренить идолопоклонство (Иез 6:3).

III. В. располагались на горах, в полях (Иер 17:3 — согл. переводу М.Лютера; евр. текст непонятен), в «долине сыновей Енномовых» (Иер 32:35) и у подножия Масличной горы в Иерусалиме (4 Цар 23:13), в городах Иудеи, Самарии и Израильского царства (4 Цар 17:9), перед городскими воротами (4 Цар 23:8) и «на всякой площади» (Иез 16:24).

IV:

1) на В. устанавливали жертвенники (2 Пар 14:3; Ос 10:8), жертвенники курения (2 Пар 14:4 — в Синод. пер. — «статуи солнца»; ср. 4 Цар 16:4), а при них — каменные статуи и изображения Ашеры (в Синод. пер. — «дубравы») (4 Цар 23:14). Упоминаются также В. под Иерусалимом, на к-рых в жертву всесожжения приносили детей (Иер 19:5; Иер 32:35);

2) неоднократно говорится о домах и капищах на В. (3 Цар 12:31; 3 Цар 13:32; 4 Цар 23:19). Согл. 4 Цар 17:29.32, под капищами следует понимать храмы, где устанавливали изображения божеств и приносили жертвы; вероятно, здесь же находились и жилища священников (3 Цар 13:33) или жрецов (4 Цар 23:5), а также помещения для жертв. трапез (ср. 1 Цар 9:19.22).

Блудилища, упоминаемые в Иез 16:24, были, вероятно, местами культовой проституции (-> Блуд).

V. При археол. раскопках были обнаружены различные В., и эти находки подтверждают и в значит. мере дополняют сведения письм. источников. На В. в Гезере было найдено восемь маццеб (камней высотой 1,5-3 м), стоящих в один ряд с севера на юг; от двух других маццеб сохранились лишь подножия. Неизвестно, был ли там жертвенник и изображение Ашеры. Выдолбленное в камне углубление, вероятно, служило местом для сбора воды (-> Чаша -> Медное море). Здесь же была обнаружена яма для отходов. На второй, меньшей, В. располагались пять маццеб. В Нахарии (находящейся на побережье Средиземного моря между Тиром и Акко) В. находилась в непосредств. близости от храма («дома высоты»). Она представляла собой вымощ. камнем возвышение, к к-рому вели ступени. Подобное же сооружение, повидимому, находилось и в Мегиддо. Судя по маслянистому налету на камнях, на них в качестве жерт-воприношений возливали елей; остатки костей свидет-вуют о приношении в жертву животных. Здесь, в Мегиддо, были найдены специальные сосуды для жертвоприношений, а также разнообразные миниатюрные сосуды, сделанные почитателями местного божества. Одна В. была обнаружена в скале вблизи -> Петры. Рядом с большим двором на возвышении располагалась платформа, к к-рой вели две лестницы, здесь находились два жертвенника. Кр. того, были обнаружены два сточных желоба, водосборник для дождевой воды и две маццебы при входе.

Выход 
Евр слово моца означает «В.», «появление». Восход солнца понимается как его В. из чертога, где оно спало (Пс 18:6). Явление Господа сравнивается с явлением утренней зари (Ос 6:3). Из уст Господа исходит слово, к-рым жив человек (Втор 8:3). В Мих 5:2 это слово означает «происхождение» и относится к Христу, «Которого происхождение из начала, от дней вечных». Здесь может подразумеваться как происхождение Сына Божьего от Отца, так и Его происхождение до начала времен (ср. Притч 8:22; Ин 1:1; Ин 17:24).

Выхождение твое и вхождение твое 
Это устойчивое словосочетание всегда используется в привед. последовательности (Пс 120:8) как указание на то, что наше существование исходит из созидающей силы Бога и окончание этого земного существования означает вхождение в другой мир.

Вышивать 
Иск-во изготовления тканей и вышивки достигло в древнем Израиле высокой степени мастерства (см. Исх 35:35; Исх 36:8.35 и др.). Евр вышитые одежды славились на Древнем Востоке. Вышитая дорогостоящая одежда упомянута в Суд 5:30; Пс 44:15 (в последнем случае в Синод. пер. — «испещренная одежда»).

Выя 
-> Шея.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

.

Добавить комментарий