Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вс-Ву

Вседержитель 
-> Всемогущий.

Вселенная 
Под В. в Библии подразумевается часть земной суши, населенная людьми (Деян 11:28).

Всемогущий 
Бог В., поскольку Он создал все сущее, управляет всеми событиями и ведет Свое царство к совершенству. Для этого Господу служит вся подвластная Ему вселенная: могущество природы, силы человеческие и власть ангелов (Исх 6:1; Иов 36:1; Пс 90:1.11; Пс 103:4; Ис 45:1-7; Ам 5:8; Евр 1:14). Даже враждебный Господу мир вынужден служить Богу В. для совершения Его замыслов (Исх 15:6; Ис 13:3-6). Божье всемогущество — залог исполнения Его обетований. Имя Бога «Эль Шаддай» переведено на греч. в Септуагинте (Пантократор) и на лат. как «Бог В.» («Вседержитель») (Быт 17:1; Быт 28:3; Быт 43:14; Быт 49:25; Исх 6:3). Книга Откровения также, в соотв. с Септуагинтой, передает именование Бога «Яхве Саваоф» («Господь воинств») как «Пантократор» (в Синод. пер. — «Вседержитель»; см. 2 Кор 6:18; Откр 1:8 и пр.).

Всесожжение 
-> Жертва.

Второе пришествие Иисуса 

I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает «прибытие властителя с официальным визитом». Наряду с ним употребляются также слова эпифанея — «явление» (напр., 1 Тим 6:14; 2 Тим 1:10; Тит 2:13) и апокалюпсис — «откровение» (1 Кор 1:7; 2 Фес 1:7; 1 Петр 1:7.13; 1 Петр 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о -> Дне Господнем (см., напр., Иоил 2:1; Мал 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, к-рая свидет-вует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (-> Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога — и на обновленной земле.

II. ВЕСТЬ ИИСУСА
Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Ин 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Мф 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Ин 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Ин 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Мф 24:1; Мк 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Мф 24:30; Мф 25:31; Мф 26:64), а именно на облаках (Мф 24:30; Мф 26:64; ср. Дан 7:13) в сопровождении ангелов (Мф 16:27; Мф 24:31; Мф 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, «спадением» звезд (Мф 24:29; Мк 13:24; ср. Иоил 2:10.30.31; Иоил 3:15) и сотрясением земли и моря (Лк 21:25). При этом на небе явится «знамение Сына Божия», а на земле будут слышны стенания людей (Мф 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Мф 24:1; Мк 13:1).

Христос будет вершить поруч. Ему -> суд, к-рому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Мф 16:27; Мф 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидет-вуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Ин 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Мк 13:27; Ин 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Мф 24:36; Мк 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Мф 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Мф 24:42; Мф 25:1-13 и др.). Нек-рые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано «до края земли» (Мф 24:14; Мк 16:15; ср. Мф 26:13; Мф 28:19; Лк 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии «господина», «жениха» или «царя» (Мф 24:48; Мф 25:5.19; Лк 12:38). Притча, изложенная в Лк 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Мф 10:23; Мф 16:28; Мф 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Рим 11:1. Текст Мф 16:28 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Мф 24:34 слова «род сей» можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА
Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Так они свидет-вуют об этом и в своих проповедях (ср. Деян 3:20; Деян 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1 Кор 1:8; 1 Кор 4:5; 1 Кор 11:26; 1 Кор 15:23; 1 Кор 16:22; 1 Фес 2:19; 1 Фес 3:13; 1 Фес 4:13 — 1 Фес 5:11; 2 Фес 2:1; 2 Петр 3:12; Иак 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1 Кор 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Флп 3:20; Тит 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2 Фес 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (2 Фес 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Флп 2:10), а верующие получат воздаяние (2 Фес 1:7) и похвалу (1 Кор 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние «прейдут» (2 Петр 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1 Фес 4:17; 2 Фес 1:7) вместе со всеми святыми Его (1 Фес 3:13; 2 Фес 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1 Фес 4:16; ср. Дан 10:21) и трубой Божьей (1 Кор 15:52; 1 Фес 4:16; ср. Пс 46:6; Иоил 2:1; Зах 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1 Кор 15:23; 1 Фес 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1 Кор 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1 Кор 3:13; 2 Кор 5:10).

Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2 Фес 1:11; 1 Ин 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1 Кор 1:8; 1 Фес 3:13) и святыми (1 Фес 5:23), не имеющими пятна или порока (Еф 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (Евр 10:36; Иак 5:7). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1 Фес 5:1-6; 2 Фес 2:1-9; 2 Петр 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Пс 89:4: «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Петр 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1 Фес 5:2.4; 2 Петр 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1 Фес 5:3).

Наступают последние дни (2 Петр 3:3) и конец времен (1 Кор 10:11; 1 Петр 4:7), последний час (1 Ин 2:18), приблизился день спасения (Рим 13:11), Господь близко (Флп 4:5), Судья стоит у дверей (Иак 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (Евр 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2 Фес 2:2), и призвать их к упорному труду (2 Фес 3:10-13). Итак, свидет-во о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, к-рые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, к-рый завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидет-вах Откровения, в к-рых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Откр 1:7: «Се, грядет с облаками»; она звучит и в посланиях церквам (Откр 2:16.25; Откр 3:11.20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Откр 8:5 — Откр 9:21; Откр 16:1), но время для обращения будет ограничено (Откр 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор — победу Агнца (Откр 11:15; Откр 12:10; Откр 17:14); из отверстого неба (Откр 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Откр 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Откр 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, к-рую Павел уже упоминал в 1 Кор 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Откр 21:3.5; Откр 22:3). -> Мессия -> Тысячелетнее царство -> Обетование.

Вугеянин 
(евр. Агаги), прозвище Амана (Есф 3:1). Остается под вопросом, свидет-вует ли это прозвище об амаликитянском происхождении Амана (ср. -> Агаг, 2), чем можно было бы объяснить его враждебность по отношению к иудеям.

Вуз 
-> Буз (1).

Вузий 
(евр. Бузи, «(моя) насмешка», «(мое) презрение»), священник, отец пророка Иезекииля (Иез 1:3).

Вульгата 
(«общеупотребительная»), авторитетный для Рим.-католич. церкви лат. пер. Библии. Из-за многочисл. недостатков и разночтений в древнелат. пер. Библии (Vetus Lati-na; -> Библия) Папа Дамас I дал поручение своему богосл. советнику Иерониму исправить древнелат. текст Библии. Спешно внеся в тексты псалмов исправления, сделанные на основании Септуагинты (появившийся и немедленно офиц. введенный пер. назывался Psalterium Romanum), Иероним в 384 г. начал работу над переводом Евангелий, к-рые он исправил на основании не содержащих искажений греч. рукописей; изменения в остальных частях НЗ были менее основат. Над переводом ВЗ с евр. текста Иероним трудился в 390-405 гг. в Вифлееме. В результате этой переработки переводов ВЗ и НЗ и возникла В. С течением времени этот текст претерпел нек-рые изменения, прежде всего из-за того, что при переписке в него вновь вкрадывались отдельные выражения древнелат. переводов. Исправления, предпринятые, в частн., Алкуином (ум. в 804 г.), ведущим богословом Франкской монархии при Карле Великом, мало помогли делу. В 1546 г. Тридентский собор объявил В. боговдохновенным и аутентичным текстом Библии, но вместе с тем потребовал его исправления. Как результат этого решения, в 1589 г. при Папе Сиксте V появился новый лат. текст Библии, но из-за сильных сокращений, предпринятых Папой, уже в 1592 г. он был заменен новым изданием, появившимся при Клименте VIII. Текст этого перевода и является доныне офиц. текстом В. (Sixto-Clementina).

Вуна 
(евр. Буна, вероятно, кр. ф-ма от Бенаия), потомок Иуды. Сын Иерахмеила (1 Пар 2:25).

Вунний 
(евр. Бунни, вероятно, кр. ф-ма от Ванея):
1) предок левита Шемаиа (Неем 11:15);
2) левит, живший во времена Неемии (Неем 9:4);
3) израильтянин, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:15).

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий