Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вр-Вре

Вражда, враг: 

1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (Быт 3:15); ап. Павел относит В. к «делам -> плоти» (Гал 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (Мф 13:25.39; Деян 13:10; Рим 8:7; Флп 3:18; Иак 4:4), к-рой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (Есф 3:8; Иез 35:5) и верующим (Мф 10:22.36; Ин 15:18-20; Ин 16:2). Со времен Каина и Авеля (Быт 4) нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (Ин 8:37-44; 1 Ин 3:12; ср. Прем 2:10-20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть «врагом … врагов» Своего народа (Исх 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Втор 7), над к-рыми должен свершиться суд Божий (Быт 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (Пс 138:19-22). Здесь -> ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (Лев 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (Исх 23:4; Притч 24:17; Притч 25:21; ср. Иов 31:29);

2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Суд 2:14; Иер 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в «дерзости против Бога» (4 Цар 19:25-28; Ис 10:5-16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: «и злословящих тебя прокляну» (Быт 12:3) — таков приговор любому врагу избранного Божьего народа;

3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (Рим 5:10; Кол 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (Лк 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся «во Христе» (Мф 5:44; Лк 6:27; Рим 12:14.20; ср. Лк 1:74). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (Еф 2:14-16). Любовь к врагу не означает пассивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в Мф 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (Мф 23:13-33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (Мф 9:13; Мф 18:11);

4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа «к подножию ног Его» (Пс 109:1; 1 Кор 15:25) и когда «последний враг истребится — смерть», тогда прекратится всякая В. на земле (Ис 11:6-8). И «вся тварь с надеждой ожидает» этого (Рим 8:19-22).

Вразумление, наказание, вразумлять 

I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством -> воспитания, чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством -> наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Быт 6:5; Притч 1:16; Иер 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притч 5:12-14; Притч 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притч 13:1), следует предостерегающему слову (Притч 1:2.5; Притч 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притч 13:24; Притч 22:15; Притч 23:13), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притч 6:23; Притч 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (Кол 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, к-рое называют стыдливым или пристойным (1 Тим 2:9; Тит 1:8; Тит 2:12).

II. Цель В. — подчинение воле и установлениям Божьим:
1)

а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (-> Завещание и завет -> Союз, завет) (Лев 26:23; Авв 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1 Цар 7:3-6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Числ 16:1; Числ 21:4-9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Суд 2:11-15; Суд 3:7), наконец (см. Иез 21:18) позволяет увести его в изгнание и -> рассеяние (Иез 6:8; Иез 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению к-рого израильтян Ему пришлось принуждать (Иер 31:32), Он заключит с «домом Израиля» новый завет;

б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Пс 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Пс 6:2; Пс 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Пс 93:12; Пс 117:18);

2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, к-рая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2 Кор 4:6). Эта задача требует -> освящения во всей полноте (1 Фес 5:23) как всей Церкви (Еф 5:27), так и каждого ее члена (1 Тим 6:11). Так, -> возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (Лк 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог «кого любит, того наказывает» (Евр 12:6-11; Откр 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (Евр 12:11).

III. Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители (греч. эпископой, Деян 20:28, «ангелы» церквей (Откр 2:1.8.12)), к-рые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения и чтобы никто не лишился благодати (Евр 12:15). Здесь наказание и -> увещевание (Деян 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (Гал 6:1; Иак 5:19), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства — отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (Мф 18:15-18; 1 Кор 5:3-5.13; 2 Кор 6:14-17; 1 Тим 1:20; 2 Тим 3:5; Тит 3:10), и прекращения общения с ними (2 Ин 1:10).

Врата: 

1) в Иез 26:2 Иерусалим назван «вратами народов»;

2) кр. того, в Библии говорится о «вратах (в значении «вход») небесных» (Быт 28:17) и «вратах ада (преисподней)» (Ис 38:10; Мф 16:18);

3) по поводу «тесных врат» (Мф 7:13) -> Путь.

Врач 
Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: «Я Господь, целитель твой» (Исх 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (4 Цар 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2 Пар 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны -> исцеление от болезней и -> воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Быт 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии.

То, что их услуги оплачивались, следует из Исх 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иoв доверял Богу больше, чем «бесполезным врачам», как он называет своих друзей (Иов 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Ис 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления «дщери народа», т.е. Иудеи (Иер 8:22). Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (Мк 5:26; Лк 8:43). Иисус приводит поговорку о В., к-рый должен исцелить самого себя (Лк 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (Мф 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: «ранами Его мы исцелились» (Ис 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, — В. по профессии (Кол 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и -> «составляющие масти» (мази), к-рые нередко заменяли В. Несмотря на то, что в Библии говорится о нек-рых -> болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Ис 1:6; Ис 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции — вино (Лк 10:34). К этому прибавлялось лечение мазями и бальзамом (Иер 8:22; Иер 46:11; Иер 51:8); упоминается и глазная мазь (Откр 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Иез 30:21), к-рая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Ис 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), к-рые должны были помогать от бесплодия (Быт 30:14); листья в качестве лекарства названы в Иез 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1 Тим 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (Мк 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1 Цар 16:16), а в Притч 16:24 говорится о «приятной речи», к-рая «сладка для души и целебна для костей». Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Дан 4:12.20; Мк 5:3; Лк 8:29).

Врачевание 
-> Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление.

Время 
I:

1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как -> вечность в значении «бесконечность», так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого -> Бога (Быт 21:33; Ис 40:28) и Его свойств (-> Милость, Пс 88:3; Пс 137:8; -> Милосердие, 2 Пар 5:13) «вечность» может пониматься только как «бесконечность». Это же относится к Его слову (1 Петр 1:25), Его спасению (Ис 45:17) и Его Царству (Пс 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, к-рый, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается «священством по уставу на веки» (Исх 29:9). То же относится и к установлениям культа, к-рые были лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (Евр 7:11-22; Евр 9:11);

2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность — два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, к-рые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2 Кор 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1 Петр 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (2 Тим 1:12.14; 2 Тим 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2 Кор 12:2.4); тогда они пребывают «в духе» (Откр 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжит-сти, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова;

3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (Мф 2:7.16; Мк 2:19; Мк 9:21; Лк 1:57; Деян 1:6), или В., на протяжении к-рого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (Лк 8:27; Ин 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (Мф 24:45; Лк 12:42; Лк 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (Лк 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (Ин 7:6.8; ср. Мф 11:25; Мф 12:1; Лк 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (Мф 26:18).

Сатане также отведено свое В. (Лк 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (Мф 16:3; Лк 12:56; Лк 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (Еф 5:16; ср. 2 Кор 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 1 Кор 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (Мк 13:33; Лк 21:24; 2 Фес 2:6; 1 Петр 4:17; 1 Петр 5:6; ср. Екк 3:1-8; Авв 2:3).

II:

1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (-> Календарь), месяцы, -> дни и -> часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово «ежегодно» встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Исх 13:10; Исх 30:10; Втор 15:20; 1 Цар 1:3; Зах 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в к-рые Его заповедь прерывает привычную жизнь -> субботними годами и -> юбилейным годом;

2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (-> Летосчисление). Годами измеряется только продолжит-сть -> перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Паралипоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как «всемирно-исторический» момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (Лк 2:1) и начало Его служения (Лк 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества;

3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие «час» никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды — как указание длит-сти происходящего (Дан 4:16); в остальном оно замещает понятие «в данный момент», «до данного момента» или «с этого момента». И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Мф 27:45; Мк 15:25.33; Лк 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Деян 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Деян 10:3.9.30).

III.

Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в к-ром все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжит-сть жизни (Иов 14:5; Пс 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (4 Цар 20:6; Ис 38:5; ср. Мф 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Пс 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (Быт 15:16; Иер 25:11; Деян 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель (греч. телос) их существования (-> Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим -> судом (Откр 20:11) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию. Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.

Вретище, власяница 
(евр. сак; греч. саккос), темное (см. Откр 6:12) одеяние из грубой ткани, к-рое надевали в знак траура (2 Цар 3:31), покаяния (Мф 11:21) или покорности (3 Цар 20:31). Пророки использовали подобное одеяние как символ грядущего суда (Ис 3:23; Ис 22:12; Ам 8:10). Ср. Плач 1:2.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вр-Вре

Добавить комментарий