Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вос-Воц

Восемь 
-> Число.

Восклицание 
-> Ликование, веселие, восклицание.

Воскресение, воскрешать 
I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
В. — основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь нек-рые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеч. жизни в триединстве духа, души и тела. НЗ использует два термина: анастенай и эгейрестай («воскресать» и «быть воскрешаемым») и применяет их, когда речь идет о возвращении к жизни. «Воскресение» и «воскрешение» — две стороны одного явления. В ВЗ надежды на В. постепенно появляются лишь в его поздних книгах. Библ. свидет-во о В. находит свое наивысшее выражение в словах Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11:25). Поэтому, говоря о В., следует подразумевать преимущественно Христа.

II. ДАННЫЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
а) Верующие израильтяне, благодаря воздействию Божьего Духа, были весьма близки к истине в своих представлениях о смерти и жизни после смерти. В ВЗ смерть пугала людей, т.к. означала погружение в царство теней, мир мертвых, в к-ром уже не помнят Бога (Пс 6:6; Пс 113:25). Мертвые пребывают во мраке, будучи отделены от Бога (Пс 87:6.11). Смерть предстает как полная противоположность жизни. (-> Ад, преисподняя -> Смерть.)

б) В ветхозаветном представлении о Боге уже содержится зародыш надежды на В. Истоки веры в В. лежат в осознании той истины, что Господь властен над жизнью и смертью. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6), «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:10). Эти и подобные им слова говорят о надежде на возвращение утраченной жизни и о том, что связь с Богом не может оборваться после смерти (Пс 72:23.26). В ряду библ. свидет-в стоят также Втор 32:39; Иов 19:25-27; Ис 26:19; Иез 37:1-14 и как самый яркий пример веры в В. во всем ВЗ — Дан 12:2.3. Здесь, как и в Ин 5:29, речь идет уже о двойном В. (для жизни и для Суда), правда, еще не сказано о всеобщем В., а говорится лишь о В. многих. Идея В. мертвых усиленно распространяется в период позднего иудаизма. В книгах Маккавейских мученики находят утешение в надежде на В. (2 Макк 7:9.11.14).

в) В ВЗ упоминается о воскрешении мертвых: 3 Цар 17:17-24 (Илия), 4 Цар 4:31-37 (Елисей) и 4 Цар 13:21 (некий человек). Такие воскрешения, безусловно, способствовали укреплению веры в будущее В. Т.о., серьезное отношение к смерти и искренняя вера во всемогущество Бога, Который силен над смертью, делали израильтян достаточно подготовленными к явлению Того, Кто назвал Себя В.

III. ИСПОЛНЕНИЕ НАДЕЖДЫ НА ВОСКРЕСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

а) ИИСУС ЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ
Главное в библ. надежде на В. состоит в том, что она связывается со Христом. Основой для понимания этого служит сказанное в Ин 11:23-26. Исполненное веры упование Марфы «знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» справедливо, но относится к отдал. будущему. Как таковое оно недостаточно утешает в наст. момент. В Иисусе же это упование из будущего переносится в настоящее: «Я есмь воскресение и жизнь». Будучи Словом, Которое «стало плотию» (Ин 1:14), Иисус Христос Своим бытием осуществляет в настоящем то, что люди надеялись достичь в отдал. будущем. «В Нем была жизнь» (Ин 1:4). Там, где находится Иисус, действуют преобразующие и оживляющие силы будущего мира: Мф 9:18-26 и парал. места (дочь Иаира), Лк 7:11-17 (юноша из Наина) и Ин 11:17-45 (Лазарь). Так воскрес и Он Сам, когда выполнил Свое назначение, Своею смертью отняв власть у того, кто властвует через смерть, — у дьявола (Евр 2:14).

ПИСАНИЕ О В. ИИСУСА:

1) наряду с сообщениями, имеющимися в посланиях и Деяниях апостолов, мы располагаем свидет-вами евангелистов. В посланиях прежде всего следует обратить внимание на свидет-во Павла, основанное на преданиях и его собств. опыте (1 Кор 15:3-8), а также на гимн в Флп 2:6-11. Хотя свидет-ва евангелистов не тождественны, это не ставит под сомнение их достоверность. Напротив, перед нами — общий сюжет рассказов трех первых евангелистов о том, что увидели женщины ранним утром (Мк 16:1-8; Мф 28:1-8; Лк 24:1-11). Эти свидет-ва согласуются в том, что пришедшие к гробу женщины находят его пустым (само В. Иисуса не описывается — в отличие от различных апокрифич. евангелий). Они слышат слова ангела о том, что «Иисус воскрес», им поручается известить учеников о предстоящей встрече с Воскресшим в Галилее (Mф и Мк). Тем не менее рассказы всех евангелистов отличаются некоторыми деталями.

Только Матфей сообщает о страже у гроба (Мф 27:62-66), о подкупе стражей (Мф 28:11-15), о явлении Самого Иисуса двум женщинам и об откровении Воскресшего на горе в Галилее, в к-ром повелевалось идти и учить все народы. Марк же (Мк 16:9-20, эти стихи отсутствуют в более древних рукописях) повествует о явлениях Господа в Галилее в период от Пасхи до Вознесения. В то время как Матфею и Марку известно лишь о явлениях Иисуса в Галилее, Лука говорит о тех, что состоялись в Иерусалиме и его окрестностях. Он повествует об учениках, шедших в Еммаус (Лк 24:13-35), о явлении Воскресшего вечером пасхального воскресенья в кругу учеников и о Его прощании с ними. В Деян 1:1-12 также упоминается о том, что Иисус «в продолжение сорока дней» после Своих крестных страданий являлся апостолам. Иоанн, сообщая о В., прежде всего говорит о пустом гробе. В том, что гроб действительно пуст, убеждаются Петр и Иоанн (Ин 20:2-10). Воскресший является Марии Магдалине (Ин 20:1.11-18). Вечером того же дня за закрытыми дверями Он открывается ученикам в отсутствие Фомы, а спустя восемь дней, опять же за закрытыми дверями, является тому же кругу учеников в присутствии Фомы, к-рый после этой встречи избавляется от своих сомнений. В Ин 21:1 содержится дальнейшее откровение Иисуса Его ученикам у моря Тивериадского (Геннисаретского озера), сопровождавшееся чудесным уловом рыбы, трапезой на берегу и разговором Иисуса с Петром;

2) насколько же достоверны сообщения о В. Иисуса? Это событие произошло скрытно и поэтому недоступно к.-л. науч. анализу. Однако исторически доказуема вера учеников Иисуса в В. их Господа. Эта вера была обоснована: а) надежными свидет-вами и прежде всего воздействием на учеников Св. Духа.

Без этого, внутреннего, свидет-ва другие сообщения о В. Христа не оказали бы должного влияния на их веру. Все евангелисты отмечают неверие и сомнения учеников, к-рые необходимо было преодолеть (Мф 28:17; Мк 16:14; Лк 24:11.25.36; Ин 20:24). Тот факт, что неверие учеников было преодолено воздействием Божьего Духа, говорит в пользу достоверности В. как события реального и опровергает утверждение о том, что вера учеников была вызвана какими-то субъективными причинами, напр., их видениями. При содействии Св. Духа у учеников появилось четыре надежных свидет-ва: свидет-во ВЗ (см. выше), предсмертное свидет-во Иисуса о предстоящем Ему В. (Мф 16:21; Мф 17:23; Мф 20:19 и парал. места), свидет-ва женщин и пустого гроба; б) явлениями Воскресшего Своим ученикам, сделавшими их «свидетелями воскресения» (см. Деян 1:22). Сами эти откровения никогда не смогут стать предметом ист. исследования. Мы не ошибемся, предположив, что воскресший Господь являлся Своим ученикам не в образе совершенной славы, к-рую Он имеет у Отца, — они не смогли бы при этом остаться в живых (ср. Откр 1:17), — скорее, Он являлся им «в ином образе» (Мк 16:12). Так, Иисус предстал перед Марией Магдалиной как «садовник», перед учениками в Еммаусе — как незнакомец, перед учениками в пасхальный вечер — в осязаемой плоти, Он ел и пил вместе с ними (Лк 24:42). Так же осязаем Он был спустя неделю при разговоре с Фомой, к-рый увидел и ощупал следы от гвоздей и рану в боку Иисуса. Тело воскресшего Иисуса уже не под-чинялось земным законам материи, времени и пространства, поэтому Воскресший мог являться в запертых изнутри помещениях. Учитывая все это, мы приходим к выводу, что вера апостолов в В. Иисуса была вполне обоснованной. На их вере и свидет-вах покоится и наша вера в В.

б) НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ — ИИСУС
Следует отметить, что христ. вера в В. — это не только надежда на отдал. будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петр 1:3). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма «когда-нибудь» уступает место наполняющему силой и волнующему «здесь и сейчас». В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф 27:52 Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус — подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совоскресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось:

1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово «начавшийся» подразумевает и его завершение, к-рое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении «уже», но «еще не» (О.Кульман). В 1 Кор 15:23 сказано об очередности В. верующих: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». К таким верующим относятся слова: «…в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас… оживил вместе с Ним…» (Кол 2:12). «Итак… вы воскресли со Христом…» (Кол 3:1). Т.о., через веру происходит постоянное «В. из мертвых». Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, к-рым Бог воскресил Христа (Еф 1:19). Именно так следует понимать призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5:14). Это «В. из мертвых», называемое также новым рождением или рождением свыше (Ин 3:3), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим «достигнуть» его в пришествие Господа (ср. Флп 3:8-11);

2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа (Еф 2:5). Тот, кто обрел существование во Христе, становится «новой тварью» (2 Кор 5:17) и «ходит в обновленной жизни» (Рим 6:4). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» (Рим 4:25), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа (Рим 6:4);
3) тот, кто верою приобщается к жизни воскресшего Христа, уже сейчас принимает живое участие в процессе В. Он «перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24). Он не «увидит» смерти (здесь — в духовном значении) и не «вкусит» ее (Ин 8:51). «Верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин 11:25). Но все это здесь, на земле, мы имеем «верою, а не видением» (2 Кор 5:7). Возм., нам предстоит «многими скорбями войти в Царствие Божие» (Деян 14:22), но Христос проложил нам путь и выровнял его. В конце концов, в грядущем совершенстве будет достигнуто славное завершение того, что началось на Голгофе и было продолжено Его воскресением.

в) «СЕ, ТВОРЮ ВСЕ НОВОЕ» (Откр 21:5) 

В. Иисуса положило начало Его возвышению и вместе с тем открыло новую эпоху мировой истории. В. Христа означает нечто принципиально новое во всем миропорядке, оно имело грандиозные последствия для будущего всего мира:

1) совершенство тех, кто принадлежит Христу: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр 20:6). В. верующих получит славное завершение, когда Господь явится вновь. Тогда будет увенчано то, что началось в вере здесь, на земле: преобразование нашей плоти, подвластной смерти и уничтожению, в образ Его «славного тела» (Флп 3:21). Тогда Господь навеки соединится с верными Ему (1 Фес 4:13). Преображ. тела воскресших уподобятся преображ. телу воскресшего Господа, не подчиняющегося законам пространства, материи и времени, к-рым подчинены земные тела. Эти тела будут принадлежать уже не земле, а небу, станут не земными, материальными, а духовными; они не будут подвластны времени и тлению, но станут вечными (1 Кор 15:42). То есть мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2). -Взятие на небо;

2) новый строй мироздания (ср. -> Тысячелетнее царство): силы В. преобразуют жизнь на земле. Иисус говорит о «пакибытии», когда Сын Человеческий воссядет на престоле Своей славы (Мф 19:28). Здесь ожидают своего исполнения многие до того еще не исполненные обетования (напр., Ис 11:6; Зах 8:7.13.20-23). Когда сатана будет скован и низвергнут, откроется путь к раскрытию жизненных сил воскресшего Господа на этой земле, к-рое нам не дано предвидеть (Откр 20:1-6);

3) общее воскресение мертвых для Суда: В. Иисуса имеет неизмеримые последствия и для тех людей, к-рые не верят в Господа. Согл. изречению Иисуса (Ин 5:28), наступят «воскресение жизни» и «воскресение суда» (в Синод. пер. — «воскресение осуждения»). О первом речь шла выше, второе предстоит всем не уверовавшим в Иисуса. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22). Это общее В. произойдет, когда Христос вновь передаст царственную власть Своему Отцу (1 Кор 15:24), т.е. в конце существования нынешнего мира. Это В. связано со Страшным судом, оно соединит всех умерших перед престолом Судьи. Записанное в книгах Божьего суда и в книге жизни окончат. решает судьбу представшего перед Судом (Откр 20:11-15);

4) конечные последствия воскресения Иисуса Христа. Нам почти невозможно их представить. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис 65:17). Мы, христиане, ожидаем этого (2 Петр 3:13). Предвкушение грядущего было дано и провидцу Иоанну в его грандиозном видении (Откр 21:1; Откр 22:1). Преобразующие силы, действующие с момента В. Иисуса, являются залогом того, что и совр. материальный образ вселенной предстанет в преображ. виде (2 Петр 3:13).

Воскрешать 
-> Воскресение, воскрешать.

Воскрешение мертвых 
-> Воскресение, воскрешать (II,В).

Восор, 
река (1 Цар 30:9.10.21) или речная долина в пустыне Негев, юго-зап. Вирсавии. -> Бецер (1).

Восора (Восор) 
(евр. Боцра, возм., «недоступное место»):

1) знаменитый город в Эдоме (Быт 36:33; Ис 34:6; Ис 63:1; Иер 49:13; Ам 1:12). В наст. время это, вероятно, селение Эль-Бусера, окруж. глубокими ущельями и располож. на скалистом выступе, соединенном с высокогорным плато лишь узкой седловиной. О труднодоступности этого места можно судить по Иер 49:22;

2) Восор в Моаве (Иер 48:24), возм., тождествен -> Бецеру (Втор 4:43), название к-рого встречается и на «камне Меши». В наст. время это, возм., город Умм-аль-Амад, располож. в 14 км сев.-вост. Мадабы;

3) В., не упоминающаяся в канонич. книгах Библии, располагалась юго-вост. Аврана, прим. в 120 км юж. Дамаска, в конце Царской дороги, завоеванной в 165-160 гг. до Р.Х. Иудой Маккавеем (1 Макк 5:26-28). В наст. время город называется Босра-эски-Сам, что, вероятно, соответствует названию Бусруна-Босра, встречающемуся в док-тах из архива -> Телль-Амарны. В новозаветное время этот город стал столицей рим. провинции Аравии.

Воспитание, воспитывать 
ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Евр слово ясар, имеющее значение «воспитывать», можно перевести и как «наказывать» и «учить» (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую — Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает «воспитывать (ребенка)», «руководить, «наставлять», «наказывать».

I. БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ
Первейшее назначение Библии — В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и служил Ему. Это относится как к отдельному человеку, так и к народу Божьему в целом:

1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Ис 54:5; Иер 31:3; Плач 3:31; Ос 11:1). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Ис 63:16; Еф 3:14) и подтверждено через Иисуса Христа (Ин 20:17; Гал 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (Евр 12:6). Но «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13; ср. Ис 49:15; Ис 66:13);

2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем: а) обращение грешников: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откр 3:19; ср. Пс 31:4; Плач 3:40; 1 Кор 11:32); б) испытание (1 Петр 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым «мирный плод праведности» (Евр 12:11; ср. Рим 5:3); в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоят-вах спасение всецело зависит от Бога (2 Кор 1:8-10). Нам предстоит стать «подобными образу» Иисуса (Рим 8:29; 2 Кор 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2 Кор 4:11). -> Человек является образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем «изображается» Христос (Гал 2:20; Гал 4:19);

3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2 Кор 6:9; 2 Кор 11:23). Поскольку Бог воспитывает нас «во Христе», то пути Его носят знак креста (2 Кор 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (Евр 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь — каждый день и каждый поступок (Пс 138:16; Еф 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, к-рые мы не в силах были бы вынести (1 Кор 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:32), и содействует нам «ко благу»; ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим 8:28.35). Божья любовь дает нам уверенность в том, что «начавший» в нас «доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).

II. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1) ВОСПИТАТЕЛЬ — СОРАБОТНИК БОГА. Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: «…И вы, отцы… детей ваших… воспитывайте… в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4; ср. Втор 6:6). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что «учение и наставление» должно совершаться «по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог». Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, к-рая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притч 13:24; Притч 29:15). При этом, как указано в Еф 6:4, отцы не должны «раздражать детей» своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (Тит 2:12; Евр 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притч 19:18; Кол 3:21);

2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (Ин 13:15; 2 Кор 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Пс 126:3; Притч 1:8; Притч 17:6). Бог Сам печется о них (Мф 18:6.10) и призывает родителей к ответу (1 Цар 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притч 22:6);

3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ. Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (-> Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Мал 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почитают родителей и проявляют послушание им (Лев 19:2). «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3:20; ср. Еф 6:1). Но поскольку «дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога» (М.Лютер), то воспитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. -> Дети, сыновья, младенцы, чада.
Восстание, восставать

В. — это вооруженное выступление против существующей власти, светской (напр., В. слуг против царя Иоаса — 4 Цар 12:20; В. Савея против царя Давида — 2 Цар 20:21) или духовной (напр., В. Корея против Моисея, к-рый соединял в себе власть духовную и светскую, — Числ 16:2 и др.); В. может быть направлено против порядка, установленного Богом (дети восстают против родителей, Мф 10:21; Мк 13:12; один народ восстает против другого, Мф 24:7; Мк 13:8), и наконец против Самого Бога (Пс 2:1; Деян 4:25) и против Его служителей (Деян 18:22; Деян 21:31).

Восточная земля 
(евр. эрец кедем), область Сирийско-Аравийской пустыни (Быт 25:6). В Мф 2:1 под «востоком» (греч. апо анатолон, «из восточных (стран)») подразумеваются, вероятнее всего, области, относящиеся к Междуречью, в первую очередь — Вавилония (см. также 3 Цар 4:30).

Восточный ветер 
(евр. кхадим), сухой, обжигающий и резкий ветер (Иов 27:21; Иов 38:24; Ис 27:8), к-рый дует из песчаных пустынь Аравии (Ос 13:15; Иов 1:19; Иер 4:11; Иер 13:24). В Палестине погода, определяемая В.В., стоит, как правило, с апреля до середины июня и с середины сентября по октябрь. В.В. всегда продолжается несколько дней, весенняя растительность за это время высыхает (Иез 17:10; Иез 19:12; Ион 4:8; Пс 102:15.16; ср. Ис 40:7.8). Если В.В. начинает дуть ранней весной, он может нанести значит. ущерб урожаю (см. Быт 41:6). В Египте этот ветер нередко приносил тучи саранчи (Исх 10:13). Под «южным ветром» (греч. нотос) в Лк 12:55 также подразумевается горячий, сухой ветер пустынь.

Восхищение Церкви 
-> Взятие на небо.

Восход: 

1) евр. слово кедем означает не только В. солнца и восток как сторону света, но используется также для обозначения земель, лежащих вост. Палестины, причем в этих случаях оно часто переводится как «восток» (Быт 25:6; Суд 11:18; 1 Пар 6:78; Ис 2:6; Ис 46:11);

2) часто встречающееся выражение «от восхода солнца до запада» обозначает всю протяженность земли (Пс 49:1; Пс 74:7; Пс 112:3). Так, напр., Иисус сравнивает Свое Второе пришествие с молнией, к-рая будет видна от востока (восхода) до запада (заката) (Мф 24:27);

3) говоря о милосердии Бога, «которым посетил нас Восток свыше» (Лк 1:78), Захария подразумевает приход обетованного Мессии, вместе с Которым на землю сходит Царство Божие. Словом «Восток» здесь передано греч. анатолэ («восхождение», «восход солнца» = «восток»), к-рым в Септуагинте переводится евр. цемах = «отрасль» («отросток», «отпрыск») (Иер 23:5; Зах 3:8; Зах 6:12).

Восходить, возноситься (быть взятым на небо) 
Прообразами восхождения на небо — -> вознесения Иисуса Христа послужили вознесение Илии (4 Цар 2) и взятие на небо Еноха (Быт 5:24). Если нек-рые места Писания (Ин 3:13; Ин 6:62; Ин 20:17; Еф 4:8-10; 1 Петр 3:22) указывают на то, что Христос Сам взошел на небо, то в Флп 2:9 с особой ясностью видно действие Бога (см. также аналогичное сопоставление воскресения и воскрешения Богом). Так же описывается вознесение Иисуса в Деян 1:9: «Он был поднят» (цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Вознесение Господа — проявление высочайшего величия и глубочайшего смирения — еще в ВЗ предсказано как восхождение на престол (см. Пс 46:6; Пс 67:19). По вознесении Иисус стал царем, Которому покорились ангелы, власти и силы (1 Петр 3:22). Он вознесен как Тот, к чьим ногам уже было низложено все сущее (1 Кор 15:24). До этого Христос нисходил на землю и поборол силы тьмы (Еф 4:9). Теперь же Он взошел на цар. престол как победитель, «пленил плен» и оделил верных Ему дарами (Еф 4:8), к-рые в своем потрясающем богатстве впервые были явлены в день Пятидесятницы.

Вофсий 
(евр. Вофси), израильтянин из колена Неффалима, отец Нахбия, одного из двенадцати лазутчиков, посл. Моисеем в Ханаан (Числ 13:14).

Воцкаф, 
город, находившийся между Лахисом и Еглоном (Ис Нав 15:39). Его точное местоположение неизвестно.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий