Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Воля-Вор

Воля, хотеть 

I:

1) слово «воля» в ВЗ в большей степени, чем в НЗ, подразумевает силу сердечного порыва. Оно может означать здесь высшее проявление человеч. бытия вообще. В. является средоточием, вместилищем поддающихся влиянию побуждений человека (ср. 2 Пар 15:15);

2) в Синод. пер. НЗ слово «воля» по своему значению соответствует греч. слову тэлэма, обозначающему В. как Божью, так и человеч.

II:

1) по В. Божьей были сотворены земля и все сущее в мире (Откр 4:11). Бог действует исходя из Своей свободной В. Он неограниченно царствует на небесах (Мф 6:10). Никто не в состоянии долго противостоять Его В. (Рим 9:19). В. Божья должна находиться в центре всякой жизни, в том числе и жизни человека, ибо «всё из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36; 1 Кор 8:6). Просьба о том, чтобы неогранич. В. Божья вершилась и на земле, должна составлять содержание всякой праведной христ. молитвы (Мф 6:10). Человек, к-рый с момента грехопадения оказался не в состоянии исполнять В. Божью, вместе со всей тварью (Рим 8:20) покорился греху и суете (ср. Рим 7:15). Его В. преимущ. склоняется к злу, ибо дьявол уловил его «в свою волю» (2 Тим 2:26). Безбожный человек уже не исполняет В. Божью, а подчиняется В. плоти и своему самовластному разуму (Еф 2:3); он живет по «воле языческой» (1 Петр 4:3). Это не означает, что безбожный человек в рамках сотвор. мира и реальных человеч. установлений не имеет свободы решения в вопросе о добре и зле (см. Лев 22:18; 1 Кор 7:37). Но только посредством -> возрождения, происходящего «ни от хотения мужа» (Ин 1:13), а по В. Божьей через Его слово (1 Петр 1:23; Иак 1:18), безбожный человек освобождается, чтобы исполнять В. Божью (2 Кор 8:10);

2) тем обстоят-вом, что это может происходить, мы обязаны Божьей В. к спасению человечества. Бог не хочет погубить ни одного человека (Ин 6:38), Он хочет, чтобы все люди обрели вечную -> жизнь. Ради этого Он послал на землю Своего Сына, целью жизни Которого было исполнение В. Отца (Мф 26:42; Лк 22:42; Ин 4:34; Ин 5:30) и принесение Себя в жертву за всех людей (Гал 1:4). Согл. НЗ, В. Божья всегда направлена на спасение. Божья любовь проявляется в том, что Он предопределил усыновить грешных людей (Еф 1:5) «в похвалу славы благодати Своей». Эта Божья В. к любви носит универсальный характер. Тайна Его В. состоит в том, что весть примирения была принесена не только народу Израиля, но и язычникам — для покорения их вере (Рим 14:24). Павел был призван в апостолы и наделен Богом силой для того, чтобы свершилась Его В. (Еф 1:11). Поэтому Павел в своей апостольской деят-сти постоянно ссылается на Божью В. (2 Кор 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1; 2 Тим 1:1).

III. Бог хочет не только оправдания грешника, но и его освящения (1 Фес 4:3). Поэтому автор Послания к евреям передает читателям послания пожелание, чтобы Бог силой воскресения сделал их способными исполнять Его В. (Евр 13:20). Но чтобы исполнять В. Божью, необходимо знать, в чем она состоит; и об этом Павел просит Господа для колоссян (Кол 1:9). Такое знание и происходящее из него послушание придают правильное направление молитве и даруют верующему обетование, что молитва будет услышана (Ин 9:31; 1 Ин 5:14). Творящий В. Господа обретает новое познание (Ин 7:17; Кол 1:9-11). Люди, исполнявшие Божью В., не погибнут вместе с миром, а пребудут в вечности (1 Ин 2:17). В. к освящению Своих чад Бог осуществляет и через их страдания (1 Петр 3:17; 1 Петр 4:19; ср. Деян 21:14), причем Он ожидает от них послушания и вооружает их терпением (Евр 10:36).

IV. В. Бога Творца (Откр 4:11), как и Его любовью (Еф 1:5), и Его судом над теми, кто не желает услышать Его и постоянно противостоит Ему (1 Цар 2:25; Иер 5:3.6; Иер 6:10; Иер 25:7; Мф 23:37), освящается Его имя и возвышается слава Божья. А в этом и состоит цель всех деяний Бога и Его В.

Вооз (Воаз) 
(евр. Боаз, возм., «обладающий острым умом»):

1) богатый и знатный вифлеемлянин, родственник Елимелеха, мужа Ноемини. В. женился на моавитянке Руфи, овдовевшей невестке Ноемини, и, став т.о. наследником Елимелеха и его сыновей, продолжил их род. Его первый сын Овид был дедом Давида (Руф 2-4; Мф 1:5);

2) левый из двух бронзовых столбов, к-рые Соломон повелел поставить перед храмом. Его название, вероятно, является сокращением надписи, к-рая звучала приблизит. так: «В Господе сила царя» (3 Цар 7:15-22; 2 Пар 3:17). -> Иахин.

Вопль: 

1) прямое значение слова «вопль» — «громкий крик в момент испуга, страха, угнетения» (Исх 3:7; Иов 34:28 и т.д.). В метафорич. значении В., крик — страстная просьба и мольба (Пс 87:2; Евр 5:7; ср. также Пс 16:1; Пс 17:7). В Синод. пер. Быт 18:20 слово «вопль» означает «слух», «дурная слава»;

2) -> Плач, оплакивать.

Вопрошение мертвых 
— особая форма ворожбы (-> Предсказание, прорицательство, гадание). «Повелитель» или «повелительница духа умершего» (евр. баалат ов; 1 Цар 28:7, в Синод. пер. — «волшебница»), т.е. колдун или колдунья, призывали дух покойного и спрашивали его о будущих событиях (1 Цар 28:7). В.М., видимо, совершалось через спец. заклятия, причем нередко это происходило в гробнице усопшего, дух к-рого надо было вызвать (Ис 65:4). Ответ воспринимался как приглуш. речь или шепот (Ис 29:4; ср. Ис 8:19). Умершего можно было также увидеть (1 Цар 28:12); правда, испуг волшебницы говорит о том, что она не ожидала явления Самуила. Из этого следует, что Самуил не был вызван бесовской силой, а был послан Господом, чтобы возвестить Саулу Божий приговор (ср. Мк 9:4). В.М. считалось у израильтян одной из хананейских мерзостей (Втор 18:9-12) и было запрещено Богом (Лев 19:31). Нарушившие запрет подлежали смерти (Лев 20:6.27). Но сквозь всю историю народа Израиля тянется непослушание этому запрету. Саул сначала изгнал волшебников (1 Цар 28:3), но позднее сам прибег к их услугам, и это способствовало его гибели (1 Пар 10:13). Ко времени Ахаза В.М. было широко распространено (4 Цар 21:6). Только Иосия положил конец этому нечестию (4 Цар 23:24). В Библии есть сведения о том, что В.М. практиковалось и в Египте (Ис 19:3).

Воробей 
Из видов воробьев в Палестине встречаются: распростр. повсеместно «домовый» В. (Passer domesticus) и его близкий родственник, «полевой» В. (Рasser montanus); «итальянский» (Passer italiae) и «ивовый» В. (Passer hispaniolensis), а также «каменный» В. (Petronia petronia), гнездящийся преимущественно в расщелинах скал и стен. Арабы охотно употребляют В. в пищу. В новозаветный период В. (греч. струтион), очевидно, считался деликатесом (Мф 10:29.31; Лк 12:6, в Синод. пер. во всех случаях — «малая птица»). Скорее всего, в ВЗ нет особого названия для В., но в отдельных местах он может подразумеваться под евр. циппор (в Синод. пер. всегда — «птица»). Это слово является общим обозначением для птиц всех видов (Втор 4:17; Пс 148:10), включая стервятников (Иез 39:17), но, как правило, применяется только к малым птицам, на что указывает и значение слова циппор («трепещущий»). Среди них В. наряду с ласточкой и стрижем является наиболее распростр. представителем, так что под «птицей» в Иов 40:24; Пс 26:2 вполне можно понимать В. (в последнем случае в Синод. пер. — «воробей»). -> Птица.

Воровство, вор 

I. НАКАЗАНИЕ ЗА ВОРОВСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Согл. Закону Моисея, В. принадлежит к числу грехов, за к-рые Бог повелевает наказывать (Исх 22:2). Если украденная вещь или животное остались в целости и сохранности, то человек, уличенный в В., должен был заплатить их хозяину вдвойне. Если же они пострадали или были проданы, то за украденную ов-цу вор платил в четырехкратном, а за вола — в пятикратном размере (Исх 22:1). Если в результате халатности был украден скот, отданный на сбережение, нерадивый хранитель должен был заплатить хозяину его стоимость (Исх 22:11). Если пойманный вор не мог возместить убытки, его самого отдавали в собственность тому, кого он обокрал (Исх 22:3), однако вора нельзя было продать за пределы страны. Преступника, уличенного в похищении и продаже человека, приговаривали к смерти (Исх 21:16; Втор 24:7). Убийство вора, застигнутого на месте преступления, не считалось серьезной провинностью (Исх 22:2). Тот, в чьих руках оказывалась чужая собственность, добытая обманом, должен был возместить ее стоимость и в качестве компенсации дополнит. заплатить ее пятую часть (Лев 6:2).

II. ОТНОШЕНИЕ К ВОРОВСТВУ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Ветхозаветные законы о В. подтверждаются в НЗ (Мк 10:19; Лк 18:20; Лк 19:8; Рим 13:9; Еф 4:28; 1 Петр 4:15 и т.д.); но теперь и вору открывается путь к покаянию и принятию Евангелия (1 Кор 6:9-11) при условии, что он впредь будет зарабатывать на жизнь честным трудом и оказывать помощь нуждающимся.

Ворон 
(евр. орев; греч. коракс). Эта птица (Corvus corax) распространена по всему Ближнему Востоку (Быт 8:7; Иов 38:41; Пс 146:9; Песн 5:11; Лк 12:24). В. всеяден и, как питающийся падалью (ср. также Притч 30:17), причисляется к нечистым животным (Лев 11:15; Втор 14:14). Выражение «всякий ворон с породою его», вероятно, подразумевает и других родственных В. птиц — ворону, галку и сороку. По Божьему повелению В. приносили Илии, скрывавшемуся у потока Хорафа, хлеб и мясо (3 Цар 17:4.6).

Ворота 
I:

1) вход в -> город обычно запирали на ночь или при приближении врага (Ис Нав 2:5; Неем 7:1.3; Неем 13:19). Створки гор. В. обычно были сделаны из толстых брусьев, железные засовы и поперечные балки повышали их прочность (Втор 3:5; 1 Цар 23:7; 3 Цар 4:13; Пс 147:2). Вокруг В. нередко сооружались небольшие крепости со сторожевыми башнями и крытыми оборонит. сооружениями (см. 2 Цар 18:24.33), на к-рых несли службу привратники и дозорные (см. 4 Цар 7:11; Иер 37:13; Иез 33:2). При осаде города целью осаждающих было захватить В., а целью обороняющихся — защитить их (Ис 28:6; Наум 3:13). -> Крепость (II,3 и III) -> Иерусалим (III,В);

2) внутри В., а также на площади, непосредств. примыкавшей к ним (Неем 8:16), народ собирался для разбират-ва судебных тяжб (Иов 31:21; Пс 126:5; Ис 29:21; Ам 5:10). Здесь пророки возвещали волю Божью (Иер 17:19), здесь оглашали цар. указы и выставляли на всеобщее обозрение казненных (4 Цар 10:8), здесь же заключались договоры и сделки (Быт 23:10.11; Втор 25:7; Руф 4:1.11; 4 Цар 7:1). К В. народ стекался при разного рода бедствиях и катастрофах, здесь же он собирался для коллективного покаяния (Ис 3:25; Ис 14:31). Только в городах эллинистич. периода это важное место в жизни города заняла рыночная площадь, располож., как правило, в другом, удал. от В. месте;

3) израильтяне, исключ. из общества, должны были жить за пределами города. Так, прокаж. влачили жалкое существование перед В. городов (4 Цар 7:3). За В. Иерусалима был казнен Иисус Христос (Евр 13:12). Там же, по отношению к -> миру, находится место Его -> учеников.

II:

1) «ворота властелинов» (Ис 13:2) — это, как и «царские ворота» (Есф 4:6), В. цар. дворца. В 2 Цар 15:2; 4 Цар 9:31 также подразумевается вход в цар. дворец. В В. дворца и перед залом для аудиенций находилось место, где располагались цар. чиновники (Есф 3:2.3; Есф 5:9.13), поэтому выражение «сидеть у ворот царских» означало: быть чиновником царя (Есф 2:19.21);

2) храм, наряду с внешними В., имел и несколько внутр. В., соединявших отдельные дворы (2 Пар 31:2; Пс 99:4; Пс 117:19; Иер 7:2). Из ВЗ известны названия нек-рых храмовых В. (Иер 20:2; -> Иерусалим, III,В, 13,14), но сведения об их местонахождении до нас не дошли. О -> храме (VI) времен Иисуса Христа мы знаем несколько больше -> Привратник, II). О В. храма Иезекииля (Иез 40).

III. Подобно тому как земной Иерусалим яв-ляется тенью и прообразом небесного, земные В. служат прообразом В. небесных. Ничто нечистое не войдёт через них в небесный город (Зах 14:10; Откр 21:27). Они не будут закрыты для праведного народа (Ис 26:2), и верующие язычники также смогут войти через них (Ис 60:11; Мих 2:13). В Ис 54:12 они изображены как ворота из жемчужин, а в Откр 21:21 — как жемчужины.

Ворота Вениамина 
. Сев. или сев.-вост. ворота Иерусалима до вавил. плена (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10). В Иер 20:2 говорится о воротах при храме, называвшихся «верхними воротами Вениамина», точное местоположение их неизвестно.

Ворота Гаммифкад 
-> Иерусалим (III,В).

Ворота Долины 
-> Иерусалим (III,В).

Ворота Источника 
-> Иерусалим (III,В,11).

Ворота Харшиф 
-> Иерусалим (III,С).

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы

Добавить комментарий