Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Во-Воз

Воаз 
-> Вооз (2).

Воанергес 
(«сыновья грома»), прозвище, данное Иисусом сыновьям Зеведея — Иоанну и Иакову (Мк 3:17), и, вероятно, соответств. их темпераменту (см. Мк 10:35; Лк 9:54).

Вода 

I. В. в природе -> Палестины (IV): -> Дождь -> Снег -> Поток -> Иордан -> Средиземное море -> Соленое море -> Чермное море -> Река.

II. Снабжение В. деревень и городов: -> Колодец -> Водоем -> Иерусалим (II,В) -> Силоам.

III. В связи с тем, что В. играет огромную роль в жизни каждого человека, она часто упоминается в Библии в иносказаниях:

1) нередко В. олицетворяет несчастье, преследование, вражеское нападение и завоевание (Пс 68:2; Пс 87:17; Пс 123:4; Ис 8:7); картина бушующего моря сравнивается с мятежом народов (Пс 64:8). Со времен потопа (Быт 6:13 — Быт 8:22) В. олицетворяет бедствие, ее воспринимают как суд Божий (Пс 41:8). Но и пересохшие потоки (Иоил 1:20) и высохшие реки (Иез 30:12) также расцениваются как суд Божий;

2) в то же время В. в пустыне и в засушливой местности (Ис 41:17-20) — это символ Божьего благословения (Ис 47:1-12; Откр 22:1). Культовое очищение, к-рое должно было совершаться в проточной В. (Лев 15:13; Числ 19:17), становится символом прощения грехов, под «В. живой» Библия понимает также Св. Духа и Его воздействие (Ис 44:3; Ин 4:10.13; Ин 7:38). -> Баня возрождения -> Купание -> Чистота, нечистота -> Крещение -> Омовение.

Вода города 
(евр. Ир-Хаммайим, «город воды»), название одного из районов аммонитского города Раввы (2 Цар 12:27). Вероятно, это была жилая часть города, располагавшаяся ниже цитадели. Свое название этот район получил, видимо, из-за того, что прилегал к реке Иавок.

Водоем 
Наряду с -> колодцами, к-рые питались грунтовыми водами и водами источников, для водоснабжения на Ближнем Востоке служили и В. (в Синод. пер. в некоторых местах: «колодезь» или «ров», «яма» и др.). Воду в В. накапливали во время зимних дождей. Это были вырубл. в скальных породах углубления, к-рые приходилось герметизировать, чтобы вода в них не иссякала (ср. Иер 2:13). Почти в каждом большом доме был свой В., к-рый находился, как правило, во дворе (4 Цар 17:18; ср. Исх 21:33; -> Камень Меши). Пересохшие В. нередко использовали как место заточения (Быт 37:22; Ис 24:22; Иер 38:6-13; Плач 3:53; Зах 9:11).

Водонос 
-> Кувшин, ведро, водонос.

Водопровод 
-> Силоам.

Воды пререкания 
-> Мерива (1).

Водяные ворота 
-> Иерусалим (III,В).

Воевода 
-> Начальник, вождь (II,1).

Вождь 
-> Начальник, вождь.

Возбуждать, побуждать, поощрять 
В Синод. пер. эти слова чаще всего имеют значения: «вызывать», «подстрекать», «направлять кого-либо на доброе или на злое». Часто люди провоцируют друг друга к недовольству и спору (1 Цар 1:6; Притч 30:33), подстрекают окружающих к каким-л. действиям (Мк 15:11). Собств. похоть (Иак 1:14) и дурной пример других (2 Петр 2:18) заманивают и искушают, т.е. побуждают ко греху. Павел предостерегает родителей от неправильных методов воспитания детей, вызывающих у воспитуемых гнев и огорчение (Еф 6:4). Человеч. грех, особенно идолослужение (-> Идол, идолослужение), побуждает Бога наказывать согрешившего (Втор 32:16; Пс 77:58; Иез 8:17). Но в Церкви Христовой верующие поощряют друг в друге любовь и добрые дела (Рим 11:14; 2 Кор 9:2; Евр 10:24).

Возбуждение, возбуждать, возгревать 
В НЗ словом «возбуждать» передаются два греч. слова: диегейрейн и анадзопюрейн, к-рые означают «будить» и «возвращать к жизни». В предчувствии скорой смерти Петр хочет «возбудить» своих читателей, расшевелить их, чтобы в их сердцах остался след о сказанном. Апостольское «напоминание» должно возбудить «чистый смысл» его возлюбленных чад (2 Петр 1:13; 2 Петр 3:1). Христиане должны всегда духовно бодрствовать. Знаменательно в этом отношении указание ап. Павла о необходимости «возгревать дар Божий» (2 Тим 1:6). В ВЗ мы видим В. духа людей Самим Господом, подвигающим их к определ. действиям (1 Пар 5:26; Езд 1:1.5 и др.).

Возвышать 
-> Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

Возвышение, возвышать, унижение, унижать: 

1) один только Господь поистине возвышен, Он живет в святилище «на высоте небес» (Ис 57:15). Это соответствует представлению израильтян о вселенной (Пс 13:2; Пс 32:13; Пс 103:3) и отношениям между человеком и всем творением, с одной стороны, и их Творцом — с другой;

2) человек, к-рому подобало проявлять смирение перед Господом (Мф 18:4; Мф 23:12 и др.), преклоняться перед Владыкой мира (см. Флп 2:9), восстал против Господа (см. Пс 2:1-4; Дан 5:23) и против своего брата (Быт 4:8). Человек сам хочет быть царем. Поэтому Бог низвергает человека с той высоты, на к-рую тот вознамерился вознестись (Ис 2:11), и Своим взором унижает надменных (2 Цар 22:28);

3) Иисус Христос, Сын Бога Живого, взял на Себя исполнение Божьего суда над человеком, смирил Себя с высоты Своего величия до земли (Флп 2:8; Евр 2:9), будучи послушен, прошел путь унижения и проклятия вплоть до сошествия в царство мертвых (1 Петр 3:19; 1 Петр 4:6; ср. Еф 4:8). Поэтому Его небесный Отец возвысил Его «над всеми богами» (Пс 96:9), над всеми людьми (Деян 5:31) и над всем творением (Флп 2:9). Символом этого возвышения стал вознесенный крест (Ин 3:14; Ин 8:28; Ин 12:34). По пути к возвышению Бог ведет тех (Иак 4:10), кто вершит над собой суд самоуничижения и смирения (Иез 21:26; Мф 23:12);

4) все лжепророки (Мф 24:11) и лжехристы (Мк 13:22), восстававшие против Господа, будут унижены в судный день (-> Суд), когда вновь явится превознесенный Господь. Все высоты к пришествию Господа понизятся, долины сравняются и «неровные пути сделаются гладкими» (Ис 40:4). Все превозносящиеся будут окончат. повержены (ср. Ис 10:33), будут повергнуты города (Ис 26:5) и высокие деревья (Иез 17:24), и будет унижено всякое создание, восстававшее против Бога (Ис 2:11-17). И, напротив, праведный Судья возвысит униженное (1 Цар 2:7; Пс 74:8), чтобы ничего не значащее упразднило собой значащее (1 Кор 1:28) благодаря Господу и к Его славе.

Возвышенность 
-> Адуммим.

Возвышенность Акраввимская 
Тропа Акрабим («скорпионий подъем», Ис Нав 15:3, в Синод. пер. — «возвышенность Акраввимская») — это, вероятно, дорога, к-рая проходит в 12 км юж. Корнува. В.А. расположена у юж. оконечности Мертвого моря, между Аравой и холмистой местностью Иудеи, и, согл. Числ 34:4, является частью юж. границы Святой земли.

Возглавие 
В Мк 4:38 под этим словом (греч. проскефалайон), вероятно, подразумевается кожаная подушка, на к-рой сидел кормчий.

Возгревать 
-> Возбуждение, возбуждать, возгревать.

Воздать 
-> Плата, вознаграждение, награда.
Воздвижение, воздвигать, восставлять, поставлять
Евр глагол кум (в другой грамматич. форме — хеким), передаваемый в Синод. пер. как «воздвигать» или «поставлять», «восставлять», означает «вставать», «появляться» или «ставить», «поднимать», «устанавливать». В этих значениях слово часто встречается в ВЗ, при этом имеется в виду исключит. Божье деяние. Бог воздвигает отдельные личности, т.е. позволяет им явиться. Это относится к пророку (Втор 18:15), судье (Суд 2:18), спасителю Гофониилу (Суд 3:9.15), верному священнику (1 Цар 2:35), царю (3 Цар 14:14), Киру (Ис 45:13), пастырю (Иез 34:23) и даже к противнику (3 Цар 11:14.23). Бог восставляет также и потомство (2 Цар 7:12), Он может даже «из камней … воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3:9). Бог поднимает целые народы, заставляя их совершать воен. походы в чужие земли (Ис 13:17; Иер 50:9). Благочестивые же верующие молятся Господу о В. Его силы ради спасения и восстановления народа Израиля (Пс 79:3).

Возделывать
-> Строительство.

Воздержание, воздерживаться 
Основное значение греч. слов энкратэс и энкратейа — «присущее целомудрию самообладание» (Деян 24:25; Тит 1:8; 2 Петр 1:6; 1 Кор 9:25; 1 Кор 7:9). В Гал 5:23 слово энкратейа употреблено как антоним слов «прелюбодеяние», «блуд», «нечистота», «непотребство», «пьянство» и «обжорство».

Воздерживаться: 

1) от благих вещей, к-рые не запрещены сами по себе (-> Пост): а) ради служения Богу (Числ 6:2; 1 Цар 21:4). Ап. Павел рекомендует такое воздержание новозаветным верующим, чтобы они смогли получить награду (1 Кор 9:24), но в 1 Кор 7:9 он же предостерегает от принудит. воздержания; б) ради любви к братьям (Деян 15:20);

2) от похотей, «восстающих на душу», т.е. оказывающих разрушающее воздействие (на отношения с Богом и с людьми, а также с самим собой) (1 Петр 2:11).

Воздух 
Согл. Еф 2:2, В. — это сфера господства сатаны. Однако во время Второго пришествия Христа в В. произойдет встреча победившего Господа со Своей Церковью (1 Фес 4:17).

Воздуходувный мех 
Устройство для подачи воздуха, применявшееся при плавке руды, упоминается только в Иер 6:29. В Египте при каждой плавильной печи было два В.М., к-рые приводились в действие с помощью ног. Работник попеременно нажимал то на один мех, то на другой.

Возложение рук 

I. Все символич. действия, совершаемые в ветхозаветных обрядах, связаны с некими событиями, происходившими в духовном мире. При В.Р. передается духовная власть и Божеств. сила, необходимые для служения (Числ 27:18; Втор 34:9; 4 Цар 13:16), а также благословения (Быт 48:17; ср. Мф 19:13), ответственность (Лев 24:14) или вина (Исх 29:15; Лев 16; Числ 8:12).

II. В НЗ обряд В.Р. относится к основам христ. жизни (Евр 6:2). Через В.Р., сопровождаемое молитвой, передается благословение (Мф 19:13.15). Иисус через В.Р. исцелял больных (Мф 9:18; Мк 5:23; Мк 6:5; Мк 7:32; Мк 8:23.25; Мк 10:16; Лк 4:40; Лк 13:13), позднее это делал и Павел (Деян 28:8). С В.Р. апостолами, как правило, была связана передача Св. Духа (Деян 8:14-19). Но излияние Св. Духа не привязано к В.Р. (Деян 10:44-48). Через В.Р. апостолами, согл. Деян 6:6; Деян 13:3, сообщалось дарование к исполнению служения и передавались дары Духа (1 Тим 4:14; 2 Тим 1:6). (-> Деяния апостолов, III.) «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах», — предостерегал Тимофея ап. Павел (1 Тим 5:22). В этих словах содержится и предостережение от поспешного посвящения к.-л. на церк. -> служение. Кр. того, из данного текста следует, что при В.Р. устанавливается связь, к-рая может возыметь и обратное действие на того, кто возлагает руки.

Возлюбленный 
В ВЗ слово «возлюбленный» («возлюбленная») часто употребляется в любовной поэзии и, в частн., в Песне Песней (Песн 1:8.13; Песн 2:2.10 и др.). В НЗ говорится о том, что в момент Богоявления был слышен голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мф 3:17; Мф 17:15; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22; Лк 9:35 и др.). Ап. Иоанн, Петр и Павел в своих посланиях, обращаясь к христианам, называют их «возлюбленными» (1 Петр 2:11; 2 Петр 3:8; 1 Ин 3:2.21; 1 Ин 4:1.7.11; Рим 11:28; Рим 12:19; 1 Кор 10:14 и др.).

Возмущение (мятеж) 
-> Восстание, восставать.

Вознаграждение 
-> Плата, вознаграждение, награда.

Вознесение 

I:

1) уже в ВЗ рассказывается о таких событиях, как В. Еноха (Быт 5:24) и В. Илии на огненной колеснице (4 Цар 2:11). Бог непосредств. образом взял к Себе этих ветхозаветных свидетелей;

2) В. же Иисуса отличается от ветхозаветных тем, что оно явилось вознаграждением за совершенное Им примирение и свидет-вует о полноте Его победы. Его, унизившего Себя и ставшего послушным до «смерти крестной», Бог превознес и дал Ему имя «выше всякого имени» (Флп 2:8; ср. Еф 1:21). Добровольное послушание Иисуса, Его осознанное унижение и принятие награды за Свои деяния передает активная форма греч. глагола в Евр 1:3: «воссел одесную (престола) величия на высоте». В. — это деяние как Отца (Деян 1:9: «Он был поднят», цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), так и Сына (Лк 24:51).

II:

1) через 40 дней после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо. Матфей и Иоанн не упоминают об этом факте, а Марк говорит о нем очень кратко; Лука сообщает о В. дважды: в конце своего Евангелия и в начале Деяний апостолов. Перед В. Иисус собрал Своих учеников на горе Елеонской (Масличной) и дал им поручение свидет-вовать о Нем «до края земли», после чего у них на глазах был взят в облаке на небо. Два ангела сообщили обетование о Его Втором пришествии, и обрадованные ученики вернулись в Иерусалим. Там они единодушно восхваляли Бога и ждали проявления Его силы свыше (Лк 24:50-53; Деян 1:4-12). Т.о., В. стало знаком окончания деяний Иисуса на земле;

2) кроме непосредств. сообщений о В., в НЗ содержится множество прямых и косвенных упоминаний об этом событии. Иисус Сам предсказал его (Мф 26:64). Он неоднократно намекает на В. в Своих беседах с учениками (Ин 6:62; Ин 13:3.33; Ин 14:28). Петр упоминает о В. непосредств. после излияния Св. Духа (Деян 2:33; Деян 3:21; Деян 5:31). Стефан видит «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян 7:55). О В. Иисуса говорит в своих посланиях и Павел (Еф 4:8-10; 1 Тим 3:16; Евр 4:14; Евр 6:19). Свидет-ва о В. проходят через весь НЗ, вплоть до заключит. книги Писания (Откр 1:13; Откр 5:6; Откр 14:14; Откр 19:11-16). В. принадлежит особое место в жизни Иисуса, в церк. вере и в апостольской проповеди; оно четко отделено от воскресения.

Возношение 
-> Приношение, возношение, плечо возношения.

Возраст 
Долголетие и достижение преклонного В. являются Божьим даром (Пс 20:5), выпадающим, как правило, на долю тех, кто живет, сообразуясь с Его волей (Иов 36:11; Притч 3:1; Притч 16:31). Обетования Господа (Исх 20:12; Исх 23:25; Втор 30:19) постоянно связывают долголетие с соблюдением Божьих заповедей и не сбываются, если данное условие не исполняется (3 Цар 3:14). Но там, где Господь находит послушание, как у Моисея или Халева, Он дарует неувядающую даже в старческие годы силу (Втор 34:7; Ис Нав 14:10; Пс 91:15), тогда как отсутствие в доме стариков является Божьим наказанием (1 Цар 2:31). А те случаи, когда безбожники, «проводя свои дни в счастии», достигают старости (Иов 21:7.13), становятся искушением для богобоязненных. Исходя из этого, обретает смысл и очень высокая, зачастую вызывающая сомнение, продолжительность жизни патриархов: между 365 и 969 годами от Адама до Ноя (Быт 5) и между 148 и 600 годами от Сима до Авраама (гл. 11). С другой стороны, эти числа трудно использовать для точной датировки времени жизни Адама (ср. -> Летосчисление). Самый продолжит. срок жизни, о к-ром говорится в Библии, принадлежит Мафусалу и достигает 969 лет (Быт 5:27). Жизнь Еноха, проходившая в особом общении с Богом, длилась прим. вдвое меньше, чем жизнь его предков и ближайших потомков, потому что Бог взял его (Быт 5:23).

От Авраама до Иисуса Навина продолжительность жизни составляла от 110 до 180 лет (Быт 35:28; Быт 50:26; Ис Нав 24:29). Но и в значит. более поздние времена Иодай, напр., достиг В. 130 лет (2 Пар 24:15). Всё это люди, каждый из к-рых входит в череду наследователей Божьих обетований. На основании Пс 89:10 можно заключить, что обычная продолжительность жизни составляла 70-80 лет; пророчество Исаии о времени спасения предсказывает миним. жизненный срок 100 лет (Ис 65:20.22; ср. Зах 8:4). У Павла новая жизнь во Христе столь интенсивна, что стремление «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8; Флп 1:23) заменяет желание долгой земной жизни.

Возрождение 
Сущ. «возрождение» (Тит 3:5) и соотв. прич. «возродивший», «возрожденные» (1 Петр 1:3.23) в НЗ передается тот процесс, в к-ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной -> жизни. В. дарует человеку причастность к -> Царству Божию, образуя, согл. Ин 3:3.5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность. В Ев. от Иоанна этот процесс описывается как рождение «от Бога» (Ин 1:13), «от Духа» (Ин 3:8) или «свыше». Лежащий в основе этого описания образ естеств. рождения показывает, что человек ничего не может сделать для этого (от него требуется лишь -> обращение к Богу) и что речь здесь идет исключит. о деянии Божьем, поскольку новая жизнь — это дар Божий.

Именно это и позволяет говорить о рождении от Бога (Пс 2:7; Иак 1:18); Бог рождает человека Своим словом, словом истины (Иак 1:18), благовествованием (1 Кор 4:15). Это слово есть нетленное, животворящее семя (1 Петр 1:23), поэтому становится ясно, почему Павел мог утверждать, что он благовествованием рождал людей как верующих (1 Кор 4:15; Флм 1:10 — Онисим). Итак, то, что происходит при В., — это коренное изменение безбожного человека — во исполнение обетования (Иез 36:26) — ради его спасения и обновления, к-рые делают его чадом Божьим. Этот акт, согл. Тит 3:5, связан с крещением (-> Крещение, III,2), даже если свидет-во всего НЗ и не дает повода считать час крещения моментом В. И все же В., дарующее человеку -> веру, — это одномоментное событие, в отличие от обращения и -> покаяния, к-рые могут повторяться, или от продолжительного -> освящения. Возрожд. может уклониться от веры, но затем обратиться к ней вновь (Иак 5:19). Поскольку В. является плодом слова Иисуса, то не может возродиться тот, кто не приемлет этого слова, т.е. ожесточивший свое сердце против Него (ср. Ин 8:43-47).

Поскольку сам человек мало может способствовать своему В., то он оказывается не в состоянии назвать точный момент этого события. Библия не подводит нас к тому, чтобы мы могли наблюдать процесс В., но учит узнавать совершившееся В. по тому воздействию, к-рое оно оказывает на нас. В. рассматривается в ней как полож. Богом начало пути, по к-рому отныне нам следует идти в послушании вере. Цель этого пути — вечная жизнь. Возрожденный верит в то, что Иисус есть Христос (Помазанник) Божий (1 Ин 5:1) и любит не только Христа как своего Господа и Бога, возродившего его, но и своих братьев во Христе, также рожд. от Бога (см. 1 Ин 4:7; 1 Ин 5:1). Поскольку отныне он, как чадо Божье, ведом Духом Божьим (Рим 8:14), то он побеждает мир (1 Ин 5:4), совершает праведное пред Богом (1 Ин 2:29), не делает греха (1 Ин 3:9; 1 Ин 5:18), т.е. он хранит себя как чадо Божье (1 Ин 5:18), и ему предназначено обетование того, что лукавый не коснется его. Перед возрожд. стоит задача возрастать в этой новой жизни; ведь в начальный период после своего В. верующие — как новорожд. дети (1 Петр 2:2), к-рые нуждаются в легкоусвояемой пище, т.е. в обучении основам благовествования о Христе (в 1 Кор 3:2 говорится о молоке; отсюда становится понятным, почему Павел в 1 Фес 2:7 свое отношение к молодой церкви сравнивает с отношением матери). Указанные места Библии, вместе с тем, разъясняют, что постоянная забота о младенцах — не главное, взращивание возрожд. в Церкви и вместе со всей Церковью до их совершеннолетия (Еф 4:13) — вот основная цель В.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий