Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вк-Вн

Вкушать 
— «принимать пищу с наслаждением» (Лк 14:24). В метафорич. значении глагол «вкушать» является особенно емким и выражает как причастность к наслаждениям, так и к страданиям. Тот вкушает благость Господа (Пс 33:9; 1 Петр 2:3), небесный дар, благое слово Божье и силы будущего века (Евр 6:4), кто почувствовал их на собств. опыте. «Вкусить смерти» значит умереть (Мф 16:28).

Владение 
-> Собственность.

Владычество, господство: 

1) слово «владычество» употребляется в ВЗ, очевидно, в том же смысле, что и -> «царство». Напр., в Пс 144:13 слова «царство» (евр. малхут; соответствует греч. басилейа, «царская власть») и «владычество» (евр. мемшала) выступают как синонимы. В мессианском пророчестве Ис 9:5 говорится о «владычестве (евр. мисра) на раменах Его» (Князя мира). Здесь подразумевается -> Царство Божие, к-рое в конце времен Христос вернет в руки Отца (1 Кор 15:24; см. Пс 102:22; Дан 6:26; Зах 9:10);

2) в НЗ слово «господство» (греч. кюриотес), строго отделенное от понятия «царство» (греч. басилейа), употребляется почти исключит. для обозначения ангельских сил. Когда ап. Павел говорит о всем Божьем творении, созданном при посредстве Христа, о видимом и невидимом, он подразумевает и небесные силы, к-рые составляют часть этой картины сотвор. мироздания. «Престолы, господства, начальства, власти» (Кол 1:16) — вот перечень ангельских сил. Через Свое воскресение и вознесение на небеса Христос возвысился над всяким господством (Еф 1:21). В конце нынешней эпохи Он передаст Свое царство (владычество) в руки Отца и тем самым упразднит всякое господство (1 Кор 15:24). Слово кюриотес дважды употреблено в НЗ и в другом значении. Дерзкие люди «не страшатся злословить высших», т.е. небесные силы, и отвергают кюриотес — (небесные) начальства (2 Петр 2:10; Иуд 1:8), поскольку они презирают Бога и Господа Иисуса Христа. Их, как и всякие силы тьмы, постигнет Божья кара.

Власт 
(«отпрыск»), постельничий царя Ирода Агриппы I (Деян 12:20).

Власть, власти 
Под «властями» в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной (Лк 12:11; Рим 13:1-3; 1 Тим 2:2; Тит 3:1). Свящ. Писание требует от верующих повиноваться властям (Рим 13:1-7; Тит 3:1; 1 Петр 2:13.14) и молиться за них (Иер 29:7; 1 Тим 2:2), потому что всякая В. устанавливается Богом и всякий начальник является Его слугой (Рим 13:1.4; ср. -> Чиновник, V). Во всех указ. местах Библии имеются в виду языч., рим. или вавил. правители; в этой связи возникает вопрос: а нужно ли исполнять долг повиновения в условиях иноземного господства? Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда В. препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой В. не следует (Деян 4:19; Деян 5:29). Именно такую свободу защищает Петр перед духовными властями израил. народа. -> Владычество, господство (2) -> Порядок.

Власяница 
-> Вретище, власяница.

Влечение, стремление, желание, похоть 
В. — сильная склонность к ч.-л. или к.-л. Это чувство может вырастать до страстного желания, сметающего на своем пути все препятствия. В. само по себе не является ни добром, ни злом, однако оно может стать добром или злом в зависимости от того, к чему направлено. Человеч. влечение угодно Богу, если оно направлено к доброму: к Самому Богу (Ис 26:8.9; Ос 6:3), к правосудию (Ис 16:5), к правде (Ис 51:1), к пребыванию со Христом в славе (Флп 1:23). Гибельным является стремление к злу, оно неминуемо приводит к смерти (Притч 11:19). В НЗ похоть становится орудием противостоящих Богу сил, к-рые стремятся по-своему распорядиться человеч. жизнью. Тот, кто позволяет, чтобы его чувствами управляли дьявол (Ин 8:44), плоть (Гал 5:16.24; Еф 2:3), мир (1 Ин 2:16.17) и собственное «я» (2 Петр 3:3; Иак 1:14), не сможет найти успокоения, а погрязнет в бездне греха (Рим 1:21-32). Закон запрещает человеку не только греховные дела, но и желания, влекущие его к греху (Рим 7:7). Но запрет сам по себе служит предпосылкой для греха, пробуждающего желание преступить заповедь. Проснувшаяся похоть легко заставляет человека совершить грех (Иак 1:15). Это может быть преодолено только посредством нового рождения, освобождающего от стремлений и желаний, противящихся Богу (Гал 5:16-25). Даруемое Богом новое сердце управляет желаниями человека во благо Господу (Иез 36:26).

Вне и внутри: 

1) в Библии придается большое значение тому, находится человек или предмет «вне» ч.-л. или «внутри» ч.-л. Хотя традиц. евр. гостеприимство не позволяло оставлять на улице не только почетных гостей, но и нуждающихся в ночлеге странников (Быт 24:31; Иов 31:32), в повседневной жизни случалось порой, что человек вынужден был оставаться вне дома. Так, убийца, спасающийся бегством от мстителей за кровь (-> Кровная месть), должен был ждать перед воротами -> города-убежища, пока не будет вынесено решение по его делу (Ис Нав 20:4). Психически больные и прокаженные находились вне общества, живя в пустынных местах (Мк 1:45; Мк 5:2-5). Петр, отрекаясь от Господа, находился вне дворца первосвященника, во дворе, среди врагов Христа (Мф 26:69). Израильтянин должен был ждать своего должника на улице перед его домом, пока тот вынесет свой залог (Втор 24:10);

2) «вне» или «внутри» приобретало еще более важное значение в культовой жизни народа. Жертвоприношения за грех, за нек-рыми искл., совершались вне стана (Исх 29:14; Лев 9:11). Вне поселений предавались смерти люди, нарушившие Божьи заповеди (Числ 15:35). Иисус Христос тоже «пострадал вне врат» (Евр 13:12);
3) важнейшее из всего, что связано с понятиями «вне» и «внутри», — это вечное отлучение от Царства Божиего. Уже в этом мире происходит деление на «внешних», живущих в отрыве от Бога и Его Царства (Мк 4:11; Кол 4:5; 1 Фес 4:12; 1 Тим 3:7), и «внутренних», вошедших «в дверь Иисуса Христа» (Ин 10:9) и очистившихся Его кровью от греха. Эти люди обрели вечную жизнь и подчиняются теперь иному закону. Если «внешние» предстанут перед Божьим судом, то спасенные Иисусом будут освящены и защищены Самим Богом (1 Кор 5:12; ср. 1 Фес 5:23; 1 Ин 3:3). Но все же существует временной предел, после к-рого переход извне вовнутрь становится невозможным. Дверь более не отворится (Мф 25:10-12), и «вне» наступят страдания, вечная тьма (Лк 13:25; Откр 14:20; Откр 22:15).

Внешний двор 

I:

1) В.Д., как огорож. пространство вокруг -> скинии (III,3 и 4) и -> храма (III,2 и 3; VI), был частью святилища, куда был открыт доступ для народа. Израильтяне совершали здесь жертвоприношения и богослужения, благодарения и молитвы (Пс 83:3.11; Пс 91:14; Пс 99:4; Ис 1:12; Ис 62:9). Здесь Иеремия возвестил иудеям грозный суд Господа (Иер 19:14; Иер 26:2), а Варух зачитывал изречения пророка (Иер 36:10). Если в скинии имелся один В.Д., то в Соломоновом храме их было два (2 Пар 4:9), а в храме, построенном после плена, — несколько. Язычники могли вступать только на В.Д. храма (ср. Пс 95:7-9; -> Дом торговли -> Меновщик), израил. женщины имели доступ только в два В.Д.;

2) в Откр 11:2 В.Д. и город Иерусалим обозначают то пространство и тех людей, к-рые отданы во власть антихриста, тогда как жертвенник и поклоняющиеся в храме (т.е. Церковь, ср. 1 Кор 3:16.17; Евр 10:19) будут ограждены Богом.

II. Под «передним двором» в Мк 14:68 имеется в виду двор у дворца первосвященника (-> Дом -> Дворец).

Внук 
-> Сын (I,2,а).

Внутренности: 

1) в предписаниях, касающихся жертвоприношений, В. упоминаются неоднократно. При жертве всесожжения В. жертв. животного сжигались вместе с ним (Исх 29:17). При жертве за грех, напротив, на жертвенник возлагался только -> тук, покрывавший В., и тук, к-рый был на В., вместе с почками и сальником на печени. Прочие В. вместе с остальными частями жертв. животного выносились за пределы стана (Лев 4:8-12). Испеченного на огне пасхального агнца полагалось съедать полностью — вместе с головой, ногами и В. (Исх 12:9);

2) трудно сказать, о какой именно «болезни внутренностей» царя Иорама идет речь в 2 Пар 21:15.18; -> Болезнь: дизентерия. Дважды в Библии говорится о выпадении В. при ранениях в живот (2 Цар 20:10; Деян 1:18);

3) если сегодня более привычным является образ -> сердца как средоточия человеч. жизни и чувств, то Библия упоминает в этой связи также -> печень, -> почки и В. В Ис 16:11 «внутренность» имеет то же значение, что и сердце (Плач 1:20; Плач 2:11 — «волнуется во мне внутренность моя»). В НЗ греч. слово спланхна, первонач. обозначавшее В. (Деян 1:18), используется также в значениях, передаваемых в Синод. пер. как «благоутробное» (милосердие) (Лк 1:78), «любовь» (Флп 1:8), «сердце» (1 Ин 3:17). Родственный этому греч. слову глагол спланхнидзестай означает «сострадать», «принимать участие (в ком-либо)», «жалеть (кого-либо)» (Мф 14:14; Мф 15:32; Мф 18:27; Мф 20:34; Мк 1:41; Мк 6:34; Лк 7:13; Лк 10:33; Лк 15:20).

Внутренняя комната 
дома (Песн 3:4) — помещение, как правило, располож. обособленно и не всем доступное (4 Цар 9:2). Страх перед врагами мог заставить человека искать в доме самую отдаленную комнату, где можно было спрятаться (3 Цар 20:30; 2 Пар 18:24). К В.К. относятся спальные помещения (Исх 8:3; 2 Цар 4:7; 2 Цар 13:10; 3 Цар 1:15; Екк 10:20); о назначении постельной комнаты в цар. доме точных сведений нет (4 Цар 11:2; 2 Пар 22:11 — в Синод. пер. — «спальная комната»). Во В.К. («внутренностях дома») хранили запасы (Притч 24:4), нередко она была единств. запираемым помещением в доме (см. Мф 6:6). В -> храме и, вероятно, в пристройках к нему (ср. 3 Цар 6:5.10) было много В.К. для хранения обрядовой утвари и натуральных пожертвований (-> Сокровищница, хранилище), к-рые строго охранялись (1 Пар 9:26; 1 Пар 28:11; Езд 8:29; Неем 10:38; Иез 40:17; Иез 44:19). Среди них, вероятно, встречались комнаты, «расписанные» изображениями идолов (Иез 8:12). Выражение «внутренние жилища смерти» (Притч 7:27) означает «царство мертвых» (-> Ад), но не погребальные склепы, как это иногда трактуют. -> Дом.

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий