Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вил-Вин

Вил 
(аккад. белу, «господин»; родств. евр. баал; в совр. науч. лит-ре: Бел), называемый также Мардуком (евр. Меродах; Иер 50:2), наряду с Ану и Энки принадлежал к числу верховных богов вавил. пантеона (Иер 51:44). Бывший изначально лишь главным богом Вавилона, он со времени правления Хаммурапи стал приобретать все большее значение. Его отцом считался Эйя, а сыном — Набу (библ. Нево, Ис 46:1). В. почитали в храме Эсагиле и в семиступенчатом зиккурате Этеменанки (-> Вавилон). Во время каждого празднования наступления нового года царь должен был в ходе торжеств. церемонии «прикоснуться к руке Мардука», чтобы тем самым обеспечить дальнейшее процветание гос-ва.

Вилга 
(евр. Билга, возм., «свет», «блеск»):

1) начальник пятнадцатой чреды священников во времена Давида (1 Пар 24:14);

2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:5.18) и во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:8 — в Синод. пер. — Вилгай).

Вилдад 
(евр. Билдад), один из трех друзей Иова, савхеянин, т.е. уроженец Шуаха в Северной Аравии (Иов 2:11), вероятно, потомок Авраама и Хеттуры (Быт 25:2). Ложно истолковав суть Божеств. правосудия, Вилдад произносит три пространные речи (Иов 8:1; Иов 18:1; Иов 25:1), чем навлекает на себя гнев Божий, отвести к-рый позволяют жертвоприношения и ходатайство Иова (Иов 42:7-10).

Вина 

1) Согл. Библии, совершаемые человеком грехи делают его виновным перед Богом. Эта В. отделяет человека от Бога. Быть грешником — значит быть виновным перед Ним (Лк 13:1-5), а грешником является каждый человек, преступивший хотя бы одну заповедь (Иак 2:10). Библии знакомо понятие совокупной В. перед Богом, охватывающей всех людей (Исх 34:7; Рим 3:19). Но вряд ли можно найти и человека, не провинившегося также перед людьми. (-> Беспорочный.) Каждый отвечает за свои дела (Втор 24:16; 4 Цар 14:6; Иер 31:30; Иез 18:4.20; Иез 33:12), и, становясь виновными перед людьми, мы в конечном счете оказываемся виновными перед Богом. Только прямое обращение к Святому и Живому Богу приводит человека к полному осознанию своей В. и постижению всей ее глубины (Пс 50:6; Мф 6:12; Лк 15:18).

2) Павел полностью осознал и признал свою тяжкую В. в результате встречи с воскресшим Христом (Деян 9:4; 1 Кор 15:9; Гал 1:13). Вместе с тем, он принял как дар полное прощение В. всей его жизни (Рим 1:5; 1 Кор 15:10). Иисус показывает то же самое на примере полного прощения колоссальной суммы долга (Мф 18:27). Так Господь, прощая, поступает с людьми, глубоко погрязшими в своей В. Прощая человеку грехи, Бог дает ему возможность вступить в общение с Ним. Поэтому Иисус называет Свое самопожертвование «искуплением многих» (Мф 20:28). Он отдал Свою жизнь в искупит. жертву за нашу В. (Ис 53:4).

Вино 
-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино 

1) Виноградная лоза (Vitis vinifera) — древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Ин 15:2). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит «опробковение» коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Иез 15:1-6).

2)

а) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. с очень ранних времен (Быт 14:18; ср. также Быт 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Суд 15:5), на Изреельской равнине (3 Цар 21:1), в оазисе Ен-Геди (Песн 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях — вблизи Хеврона, в долине Есхол (Числ 13:24), под Силомом (Суд 21:20), Сихемом (Суд 9:27) и Самарией (Иер 31:5), на вост. берегу Иордана (Ис 16:8-10; Иер 48:32), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;

б) обычно виноградники располагались на склонах гор (Ис 5:1; Иоил 3:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и -> шакалов во избежание потрав (Числ 22:24; Пс 79:9-14; Притч 24:30; Песн 2:15; Ис 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точило (виноградный пресс) (Ис 1:8; Ис 5:1-7; Мф 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. Мф 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (-> Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Притч 24:30; Ис 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Лев 25:3; Ин 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Иез 17:6; Ос 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;

в) из ягод В. получали сок (Ис 63:2; Откр 14:19.20), их ели свежими или сушеными (Числ 6:3; Втор 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1 Цар 25:18, 1 Цар 30:12, в Синод. пер. — «связки изюма»; -> Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Ис 16:9.10), особенно когда В. начинали давить — с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10; Иер 25:30; Иер 48:33). «Кровь гроздов» (Быт 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; Мф 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (-> Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;

г) виноградный сок пили свежим (евр. тирош), черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Числ 18:12; Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино (евр. яйин) — алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт 9:21). «Плод виноградный» (Мф 26:29; Мк 14:25) — издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет.

В то же время различаются вино и «крепкий напиток», к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Ис 28:7; Ис 29:9; -> Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18; Ос 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в 1 Пар 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. В Песн 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;

д) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (2 Пар 2:9; Пс 103:14; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Екк 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34; 1 Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Притч 20:1; Притч 23:29-35; Еф 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), -> назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Числ 6:3; Суд 13:4), -> рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35).

3) В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч 9:2; Ис 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Пс 79:9-16; Ос 10:1), а землю израильтян — с виноградником (Иер 12:10; ср. Мк 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ин 15:1).

Виноградная лоза 
-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виноградник 
-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виночерпий, 
царедворец из ближайшего окружения царя; один или вместе с другими В. он был ответств. за снабжение цар. стола напитками. При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответств., царь должен был доверять В. В свою очередь, это давало В. возможность влиять на царя. В Библии упомянуты В. при дворах фараона (Быт 40:2), Соломона (3 Цар 10:5) и при перс. дворе (Неем 1:11).

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий