Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 3 «В»

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Вея-Вид

Веяло, лопата 
(евр. мизрэ (Иер 15:7), вероятно, как и греч. птюон (Мф 3:12; Лк 3:17)) — это, очевидно, дерев. лопата, с помощью к-рой обмолоч. зерно освобождали от грубой мякины, подбрасывая его вверх на ветру, в то время как упомянутое в Ис 30:24 наряду со словом мизрэ евр. слово рахат, вероятно, подразумевает лопату, с помощью к-рой зерна отделяли от половы. -> Земледелие (IV).

Взятие на небо 
(греч. метатесис).
I. ВЗЯТИЕ НА НЕБО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В Быт 5:24, Евр 11:5 и 4 Цар 2:11 говорится о взятии Господом на небо Еноха и Илии за их веру. При этом под В.н.Н. подразумевается пребывание в постоянном присутствии Бога (-> Рай), к-рое достигается, минуя смерть. -> Вознесение.

II. ВЗЯТИЕ НА НЕБО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в Откр 12:5 сказано о восхищении младенца к Богу, причем, повидимому, это дитя олицетворяет Иисуса Христа;

2) о В.н.Н. верующих в конце времен говорится в 1 Кор 15:51, в 1 Фес 4:16, причем в греч. оригинале употреблены такие слова, как гарпадзо — «хватать», апантэсис — «встреча» и др. Ап. Павел в 1 Фес 4:15 обращает внимание на то, что наши представления о В.н.Н. (или «восхищении») опираются на слово Господа. В.н.Н. стало возможным в результате воскресения Христа, Который стал Первенцем среди множества Своих собратьев (1 Кор 15:23; ср. Рим 8:29; Кол 1:15). При Его -> Втором пришествии «мертвые во Христе» воскреснут (1 Фес 4:16) и будут «восхищены … в сретение Господу». Следом восхитятся те, кто еще на земле принадлежал Христу (1 Фес 4:15-17; ср. 1 Кор 15:52). Спасенные тогда окажутся преображенными в новое тело (1 Кор 15:44-58; 2 Кор 5:2) и соединятся с Христом, Который в славе грядет навстречу Своей невесте (Церкви), и останутся с Ним навечно (1 Фес 4:17). Согл. 1 Кор 15:23, В.н.Н. представляет собой особый этап в Божьей свящ. истории, к-рый следует отличать от последнего Суда и второго воскресения. Т.о., В.н.Н. — важная составная часть христ. надежды на спасение. Как В.н.Н. соотносится с тысячелетним царством, упоминаемым в Откр 20:5, когда и как оно будет происходить — все это составляет тайну Господа.

Вид, увидеть 
(«смотреть», «обратить взгляд»), как имя сущ., так и глагол могут выступать в разных значениях:

1) увидеть предмет или лицо означает включить его в поле своего зрения, заинтересованно обратиться к нему (Быт 1:31; Быт 3:6; Быт 9:16; Мф 5:28; Лк 22:61);

2) В. как внешний облик: Иоанн описывает В. того, кто сидел на престоле — «видом был подобен камню яспису и сардису» (Откр 4:3);

3) взирать — совершать акт послушания в вере: при взгляде на медного змея ужаленный змеей в пустыне исцелялся (Числ 21:8; ср. Ин 3:14);

4) не судить по В.: у Бога нет лицеприятия (2 Пар 19:7; Рим 2:11; Гал 2:6; Еф 6:9; Кол 3:25). Судить по внешнему В. (Ин 7:24: «не судите по наружности») было тяжким грехом для судьи (Втор 1:17; Притч 24:23). Судить по В. нельзя и в церкви («хвалятся лицем, а не сердцем» — 2 Кор 5:12); не В. (не «лице») определяет значение человека для Бога — Гал 2:6; ср. Мк 10:43-45; 2 Кор 5:12; 2 Кор 10:15-18;

5) когда Бог видит скорбь человека, Он принимает участие в его судьбе. «Призреть» означает для Бога оказать милосердную помощь (1 Цар 1:11; Пс 9:14).

Видение 

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:

1) посредством В. Бог открывает Своим слугам (Быт 15:1; Быт 46:2) — пророкам (Иез 1:1; Ам 7:1) и другим людям (Дан 4:2; Иоил 2:28) — Свою волю и Свои тайны (ср. Ам 7:1). В. следует отличать от -> сновидений, -> явлений, -> исступлений; существуют разные формы В. (ср. Дан 4:6; Дан 7:1; Деян 10:10.17; Деян 22:17). (-> Пророчество.) В. может быть чисто словесным откровением, при к-ром зрит. образ отсутствует (Быт 15:1; 1 Цар 3:15; ср. -> Видеть);

2) в тексте оригинала Библии встречаются два евр. глагола: раа и хазах («видеть», «смотреть»), а также производные от них слова. Оба евр. глагола могут означать как видение реального предмета, так и внутр. восприятие образа. След., библ. В. нужно рассматривать как явленную Богом объективную реальность, а не как болезненные фантазии или галлюцинации. Источником В. книги ВЗ называют Бога («И я видел видения Божии»; Иез 1:1 и др.). Библия различает внутр. и внешнее В. Вопрос об объективности и истинности В. разрешается в сфере духовного восприятия. Исполнение сообщенного в В. пророчества зависит от его подлинности, а также от авторитета пророка (см. Иер 23:17; Иез 13:3);

3) за немногими исключениями (см., напр., Числ 24:4), пророки, имевшие подлинные В., были Божьими слугами, посвятившими свою жизнь служению Господу. Они воспринимали В. как Божьи послания или поручения (Ис 6:1-13; Иер 1:11; Иез 8:1; Иез 37:1-14; Дан 7), причем эти В. были непосредств. связаны с окружающим пророков миром. В образах кипящего котла (Иер 1:13) и корзины со спелыми плодами (Ам 8:1) пророкам был явлен грядущий суд над Иудейским и Израильским царствами. Ап. Петр увидел в небе «большое полотно» с находившимися в нем нечистыми животными и получил повеление: «Встань … и ешь!» (Деян 10:10). В ветхозаветных В. зрит. образы (Ис 6:1; Иер 1:11; Ам 7:1) иногда сопровождаются звуковыми явлениями (Ис 6:3.9; Ис 40:3; Иер 1:5.7 и др.), вкусовыми ощущениями (Иез 3:3) и осязанием ч.-л. (Ис 6:6; Иер 1:9). Провидцам являются в В. неодушевленные предметы, животные (Дан 7:2), ангелы (Откр 15:1 и др.), а иногда даже и Сам Бог (Ис 6:1; Иез 1:22; Иез 10:1 и др.).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ:
В книгах НЗ рассказывается о том, как Господь через В. (греч. горама) отвечает на молитву (Деян 10:3), дает поручения апостолам (Деян 10:11-16; Деян 16:9; Деян 22:17), укрепляет дух Своих учеников для миссионерского служения (Деян 18:9), являет Иоанну в Откровении картины событий конца мира. В. Стефана (Деян 7:55) подтверждает ветхозаветные повествования (ср. Быт 48; Втор 33) и духовный опыт христианской Церкви, свидет-вующий о том, что умирающие могут обладать особым провидческим даром. -> Лицо.

Видеть, зреть 

1) Слова «видеть» и «зреть» («глядеть») обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (Мк 8:24), а кр. того, духовное познание (Пс 33:9). Самарянка видит, что Иисус — это Пророк (Ин 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (Мк 4:12; ср. 2 Кор 4:4). Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть (Пс 88:49; Ин 8:51), тление (Деян 13:36), голод и меч (Иер 5:12), Царство Божие и жизнь (Ин 3:3.36). Бог тоже видит, поскольку «образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9). Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (1 Цар 16:7) и видит тайное (Мф 6:4). Иисус также видит сердечные помышления (Мф 9:4; Лк 9:47). Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз (1 Кор 2:9).

2) Слова «видеть» и «зреть» употребляются также в значении пророческого -> видения (Числ 24:17; 3 Цар 22:19; Ис 6:1; Откр 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (1 Цар 9:9; Ис 30:10).

3) «Видеть свет» означает жить на земле (Иов 3:16; Пс 48:20; Ин 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: «получать помощь от Бога» (Иов 33:28; ср. Пс 35:10).

4)

а) узреть Бога (Мф 5:8) — стремление и надежда всех верующих (Иов 19:26; Пс 10:7; Пс 16:15). Но то, что дано ангелам (Мф 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (Ин 1:18; Ин 5:37; Ин 6:46; 1 Тим 6:16; 1 Ин 4:12), — но видевший Иисуса, видел Отца (Ин 12:45; Ин 14:9). Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Исх 19:21; Исх 33:20; Суд 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в к-ром обитает Бог и на к-рое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета (Числ 4:19.20; 1 Цар 6:19). «Мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (1 Ин 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (Евр 11:27). Только рабы Божьи «узрят лице Его» (Откр 22:4); чистые сердцем увидят Его (Мф 5:8), как Он есть (1 Ин 3:2), «лицем к лицу» (1 Кор 13:12); а без святости никто не увидит Господа (Евр 12:14);

б) но если Бог и обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями. Тогда люди говорят, что они видели Бога. Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на горе Синай (Исх 24:10), а Моисей, о к-ром сказано, что он видел образ Господа (Числ 12:8; ср. Числ 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Исх 33:18-23). Во сне Иаков увидел Господа (Быт 28:12-15), а после своей ночной схватки с Ним он свидет-вовал: «я видел Бога лицем к лицу» (Быт 32:30). Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср. Иов 42:5). Вопрос в Пс 41:3: «Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?» — выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср. Пс 41:5; Пс 42:3; а также Иов 33:26). Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Ис 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Иез 1:1 — Иез 3:1; Иез 8:1 — Иез 11:1; Иез 43:1). Подобное видение было и у Иоанна на о. Патмос (Откр 4). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (1 Тим 6:16), а то, что названо «видением подобия славы Господней» (Иез 2:1).

А, Б

Ваа, Вав-Вак, Вал-Вам, Ван, Вар-Вв, Вд-Вел, Вен-Вео, Вер-Вери, Верн-Вет, Веф-Вец, Веч, Вея-Вид, Вил-Вин, Вир-Виф, Вк-Вн, Во-Воз, Вои-Вол, Вол-Вор, Вос-Воц, Вр-Вре, Вс-Ву, Вы  

Добавить комментарий